Home

Выпуск №134. Тамуз-Ав 5773 г. (07.2013 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Недельная глава Матот-Масъэй.
ОТКУДА У ЗЛОДЕЕВ СИЛА?

«И сказал Всевышний Моше, говоря: «Отомсти за сынов Израиля мидьянитянам, а после этого присоединишься к народу своему». И сказал Моше народу: «Выделите из среды своей добровольцев в войско, чтобы пошли они против мидьянитян – возложить месть Г-спода на Мидьян» … И послал их Моше, по тысяче от колена, на войну, их и Пинхаса, сына Элазара-священника, в войске, и сосуды священные и трубы для трубления в руке его. И вышли войной против мидьянитян, как приказал Всевышний Моше, и убили всех мужчин, и царей Мидьяна убили на трупах их… и Билъама, сына Беора, убили мечом» (Бемидбар, 31:1-9).

Комментируя эти стихи Торы, Мидраш «Ялкут Шимони» говорит:

«Как только Билъам-злодей увидел Пинхаса, он превратил свои руки в две каменные скрижали и полетел, и поднимался все выше, потому что он умел пользоваться одним из тайных Имен Всевышнего. Но Пинхас поднялся вслед за ним и показал ему пластину из золота с именем Всевышнего, начертанным на ней, и схватил его, и опустил вниз, и привел к Моше, и судили его в Сангедрине (верховном еврейском суде), и казнили».

В Мидраше можно подметить одну странную деталь. Казалось бы, окаменевшие руки должны были только сковать движения и сделать человека неподъемным. Почему же они не прижимают Билъама к земле, а поднимают его ввысь? Вне всякого сомнения, наши мудрецы могли бы описать полет Билъама так, чтобы у читателя не возникало лишних вопросов. Например, можно было бы сказать, что у него выросли крылья, как у птиц, или воздух поднял его в небо. Но Мидраш не стремится приблизить описание событий к миру реальных вещей; он ставит перед собой задачу раскрыть важные принципы устройства духовных миров.

На языке наших мудрецов превращение рук в сапфировые камни, подобные тем, на которых были начертаны десять заповедей, означает, что разбитие скрижалей из-за греха золотого тельца стало силой Билъама. Если бы сыны Израиля в свое время дождались Моше и смогли посмотреть на скрижали, бесконечный свет прорвался бы в этот мир, не оставляя в нем места злодейству. Б-жественная воля проявилась бы с такой силой, что никто не мог бы противостоять ей. «Приумножение власти и мира — бесконечны» — так охарактеризовал пророк Йешаягу времена Машиаха.

Мудрецы Талмуда считали, что война с врагом должна начинаться с внутренней борьбы со своими недостатками: «Сказал Рейш Лакиш: Пусть всегда человек поднимает свое доброе начало на войну против дурного» (Брахот). Гид’он – один из судей Израиля эпохи Судей – призвал народ выйти на войну с мидьянитянами, которые сорок лет хозяйничали в Святой Земле. К нему собрались десятки тысяч людей, но по приказу свыше он отобрал только тех триста человек, которые были чисты от греха идолопоклонства.

Тот же Мидраш «Ялкут Шимони» ставит еще один вопрос: «Почему именно золотая пластина, которую надевал первосвященник, дает возможность Пинхасу сбросить Билъама на землю? На пластине было написано: «Свято для Б-га». Т.е. она является свидетельством того, что человек достоин нести на себе имя Всевышнего. Несмотря на разбитые скрижали и духовное падение после греха золотого тельца, сыны Израиля способны быть «святыней для Б-га», распространять духовность во всем мире и уничтожать злодейство. Это перевешивает силу Билъама, обретенную им за счет наших неудач.

Рав Зеев Мешков

СВИТОК ЭЙХА – ПЛАЧ ИРМИЯГУ.

9-ого Ава во всех еврейских общинах мира читают Свиток Эйха. Мы публикуем перевод этого Свитка. Данный перевод выполнен по комментарию «Даат Микра».

Следует отметить, что в оригинале книгу отличает регулярность построения. Главы 1, 2, 4 содержат по двадцать два стиха, расположенных в алфавитном порядке (с одной перестановкой), глава 3 — шестьдесят шесть стихов, причем по три стиха подряд начинаются с одной и той же буквы и тройки расположены в алфавитном порядке.

Алфавитное построение встречается также в Псалмах, Притчах и очень распространено в литургии. Возможно, данный прием является просто декоративным или даже мнемоническим (Даат Микра).

Мидраш приводит следующее объяснение для столь широкого употребления этого приема в Эйха (почти вся книга): «Почему наказание евреев описано пророком в алфавитном порядке? Потому что они нарушили всю Тору от Алефа до Тава» (Мидраш Эйха Раба).

ГЛАВА 1

(1) Как одиноко сидит столица, (некогда) многолюдная, стала подобна вдове. Великая среди народов, владычица областей стала данницей! (2) Плачет, плачет она по ночам, и слезы ее на щеках у нее. Нет ей утешителя среди всех любивших ее, все друзья ее изменили ей, стали ее врагами. (3) Скитается Йегуда из-за гнета и тяжкого труда, расселился среди народов, (но) не нашел покоя; все преследовавшие его настигли его в беде. (4) Скорбны дороги Цийона, ибо нет идущих на праздник, опустели все врата его, стонут священники его, печальны девы его, горько и ему самому. (5) Стали главенствовать враги его, недруги его благоденствуют, потому что наслал на него Г-сподь скорбь за множество грехов его; младенцы его пошли в плен впереди врага. (6) И ушло от дочери Цийона все величие ее; стали вельможи ее подобны оленям, что не нашли пастбища и обессилевшие пошли впереди преследователя. (7) (Во) дни бедствия своего и страданий своих вспомнил Йерушалаим обо всем дорогом его дней былых. Когда пал народ его от руки врага и никто не помог ему, смотрели враги на него, смеясь над разорением его. (8) (Тяжко) согрешила (дочь) Йерушалаима, за то и стала подобна нечистой; все почитавшие ее стали презирать ее, потому что увидели они срам ее; и сама она стонет и поворачивается назад. (9) Нечистота ее на подоле ее, не думала она о будущем своем и низко пала она – некому утешить ее. «Воззри, Г-споди, на горе мое – как возвеличился враг!» (10) Простер враг руку свою на все сокровища ее, видела она, как входили в святилище ее народы, о которых заповедал Ты, чтобы не входили они в собрание и Твое. Весь народ ее вздыхает, ища хлеба, отдают драгоценности свои за пищу, чтобы подкрепить душу. ,, (12) Воззри, Г-споди, и смотри, как я унижена!» Да не будет (этого) с вами, все проходящие мимо! Взгляните и увидите, есть ли горе, подобное моему горю, что постигло меня, то, которым сокрушил меня Г-сподь в день пламенного гнева Своего. (13) Ниспослал Он свыше огонь в кости мои, и тот иссушил их; раскинул Он сеть у ног моих, повернул меня вспять, обрек меня на одиночество и страдание целый день. (14) Ярмо грехов моих связано рукою Его: сплелись они (и) легли на шею мне; лишил Он силы меня, отдал меня Г-сподь в руки, (из которых) не могу я подняться. (15) Попрал Г-сподь в среде моей всех сильных моих, созвал Он против меня сборище (войска), чтобы сокрушить юношей моих; (как) в давильне истоптал Г-сподь деву, дочь Йегудину. (16) Об этом плачу я, льются слезы из очей моих как вода, ибо удалился от меня утешитель, отрада души моей; сыны мои покинуты, ибо враг победил. (17) Простирает Цийон руки свои – нет ему утешителя! Повелел Г-сподь (идти) на Яакова врагам, окружавшим его; (дочь) Йерушалаима стала среди них подобна нечистой. (18) Справедлив Г-сподь, ибо ослушалась я слова Его. Прошу, послушайте, все народы, и посмотрите на страдание мое: девы мои и юноши мои пошли в плен; (19) Звала я друзей своих, (но) они обманули меня, священники мои и старцы мои умирали в городе, ища себе пищи, чтобы подкрепить душу свою. (20) Воззри, Г-споди, ибо я в беде, волнуется во мне нутро мое, сердце мое перевернулось во мне, потому что упорно противился я (Тебе); снаружи губит меч, а в доме (призрак) смерти. (21) Услышали они, как стенаю я – нет у меня утешителя, услышали все враги мои о беде моей – обрадовались, что Ты – (Тот, кто) сделал (это); Ты навел (на меня) день, предреченный Тобою, пусть же станут (и враги) подобны мне! (22) Да предстанет пред Тобою все зло их, и поступи с ними так, как поступил Ты со мною за все грехи мои, ибо многочисленны стоны мои, и ноет сердце мое.

ГЛАВА 2

(1) Как во гневе Своем окутал мраком Г-сподь дочь Цийона! С неба на землю низринул красу Исраэля! И не вспомнил Он в день гнева Своего о подножии Своем. (2) Беспощадно разрушил Г-сподь все жилища Яакова, сокрушил Он в ярости Своей крепости дочери Йегудиной, поверг на землю; осквернил Он царство и сановников его. (3) В пылу гнева сразил Он всю мощь Исраэля, пред врагом убрал Он десницу Свою; и запылал Он в среде Яакова, как огонь пламенеющий, что (все) пожирает вокруг. (4) Натянул лук Свой, как враг, направил, как недруг, десницу Свою и убил Он все вожделенное для глаз, на шатер дочери Цийона излил ярость Свою как огонь. (5) Стал Г-сподь как враг: истребил Исраэль, разорил все чертоги его, разрушил крепости его, и приумножил Он скорбь и рыдания дочери Йегудиной. (6) Обобрал Он скинию Свою, как плодовый сад, разорил место собрания Своего, заставил Г-сподь забыть празднество и субботу на Цийоне, и отверг Он в пылу гнева Своего царя и священника. (7) Забросил Г-сподь жертвенник Свой, презрел Он святилище Свое, предал в руки врага стены чертогов его (Цийона); подняли (враги) крик в доме Г-споднем, как в день праздника. (8) Задумал Г-сподь разрушить стену дочери Цийона, протянул нить, не отвел руки Своей от разрушения; и поверг Он в скорбь вал и стену: сокрушены они вместе. (9) Ушли в землю ворота ее – разбил и сломал Он затворы ее; царь ее и сановники ее – среди чужих народов; не стало Торы, и пророки ее не обретают видений от Г-спода. (10) Безмолвно сидят на земле старейшины дочери Цийона, пеплом посыпали головы свои, препоясались вретищем; склонили к земле головы свои девы Йерушалаима. (11) Исходят глаза мои слезами, горит во мне нутро мое, истекает (желчью) на землю печень моя из-за бедствия дочери народа моего, когда дети и грудные младенцы изнемогают (от голода) на улицах города. (12) Скажут они матерям своим: «Где хлеб и вино?», – изнемогая, как тяжко раненые, на улицах города, испуская дух на груди матерей своих. (13) На кого могу указать тебе, с кем сравнить тебя, дочь Йерушалаима? Кому уподоблю тебя, чтобы утешить тебя, дева, дочь Цийона; ведь велико Н как море несчастье твое! Кто исцелит тебя? Пророки твои прозревали для тебя (видения) суетные и лживые и не выявляли они беззакония твоего, чтобы отвратить (от тебя) пленение твое; и изрекали они тебе пророчества лживые и соблазняющие. (15) Всплескивали руками из-за тебя все_ прохожие, свистели и качали головой из-за дочери Йерушалаима: это ли тот город, который называли совершенством красоты, радостью всей земли? (16) Разинули пасть на тебя все враги твои, свистят и скрежещут зубами, говоря: «Проглотили мы (его), вот день, которого мы ждали, настигли мы (Исраэля), увидели (месть свою)! (17) Свершил Г-сподь (то), что задумал, исполнил слово Свое, которое изрек в давние дни: разрушил и не пощадил, и дал врагу восторжествовать над тобою, вознес рог (силу) недругов твоих; (18) Вопиет к Г-споду сердце их (сынов Израилевых)… Стена дочери Цийона, лей слезы ручьем днем и ночью, не давай себе покоя! Да не перестанет (омываться слезою) зеница ока твоего! (19) Вставай, взывай в ночи в начале каждой стражи; как воду изливай сердце свое пред Господом, простирай к Нему руки свои (в мольбе) о жизни младенцев своих, изнемогающих от голода на углах всех улиц. (20) Воззри, Г-споди, и посмотри, кому причинил Ты такое! Разве (бывало), чтобы женщины ели плод (чрева) своего, детей, взлелеянных (ими), разве (бывало), чтобы убит был священник и пророк в святилище Г-споднем? (21) Отроки и старцы умирали на земле на улицах (города), девы мои и юноши мои пали от меча. Ты убил (их) в день гнева Своего, предал закланию, не пощадив. (22) Как на праздник созвал Ты отовсюду ужасы мои, и не было в день гнева Г-сподня ни спасшегося, ни уцелевшего. Тех, что взлелеял я и вырастил, (всех) уничтожил враг мой.

ГЛАВА 3

(1) Я муж, видевший бедствие от бича гнева Его. (2) Он повел меня и ввел во тьму, а не во свет. (3) Лишь против меня обращает Он снова и снова руку Свою весь день. (4) Состарил Он плоть мою и кожу мою, изломал кости мои. (5) Выстроил Он против меня и окружил меня горестями и невзгодами, (6) Водворил меня во мрак, как давно умерших; (7) Обнес меня оградой, чтобы (не мог) я выйти, отяжелил оковы мои. (8) Даже если вопию я и взываю (о помощи), не дает Он дойти молитве моей. (9) Тесаными камнями заградил Он пути мои, искривил Он стези мои. (10) Стал Он для меня медведем в засаде, львом в укрытии, (11) Извратил пути мои, истерзал Он меня, сделал меня предметом ужаса. (12) Натянул Он лук Свой, а меня поставил мишенью для стрелы, (13) Пронзил Он почки мои стрелами из колчана Своего. (14) Стал я посмешищем всего народа моего, припевом их на весь день. (15) Накормил Он меня горечью досыта, напоил меня полынью, (16) Заставил Он меня искрошить щебнем зубы мои, вываляться в пепле. (17) И лишилась покоя душа моя, забыл я о благоденствии. (18) И подумал я: пропала жизнь моя и надежда на Г-спода. (19) Вспомни, (Г-споди), о горе моем и страдании моем – (они) полынь и отрава. (20) Непрестанно помнит (об этом) и поникла во мне душа моя. (21) Вот что отвечаю я сердцу моему, на что надеюсь: (22) Что милости Г-сподни не истощились, что милосердие Его не иссякло, (23) Обновляются они каждое утро; велика преданность Твоя! (24) Г-сподь – удел мой, – говорит душа моя, – поэтому буду я надеяться на Него. (25) Благ Г-сподь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его. (26) Благо тому, кто молча ждет спасения Г-сподня. (27) Благо мужу, несущему бремя (заповедей) в юности своей. (28) Пусть одиноко и молча сидит он, ибо Он возложил на него (это бремя). (29) Пусть праха коснутся уста его – быть может есть еще надежда! (30) Пусть подставит он щеку бьющему его, пусть насытится позором, (31) Ибо не покидает Г-сподь навеки (тех, кто надеется на Него). (32) Ибо если и опечалит Он, то и помилует по великому милосердию Своему. (33) Ибо не по (своеволию) сердца Своего причиняет Он страдания и печалит сынов человеческих, (34) Чтобы попирать ногами Своими всех узников земли, (35) Чтобы неправедно судить человека пред лицом Всевышнего, (36) Чтобы несправедливо осудить человека в тяжбе его, – не приемлет (этого) Г-сподь.
(Продолжение в следующем номере)

(По материалам сайта Маханаим)

Вопросы раввину (по материалам сайта Толдот.ру)

 За что Бог наказал еврейский народ изгнанием и потерей государства 2000 лет назад, на такой большой срок? Были ли об этом пророчества? А.

Уважаемый А.!

Прежде всего, стоит определить суть понятия «изгнание» — откуда нас изгнали и за что. Наше изгнание, вернее, четвертый и заключительный этап — это изгнание Эдома, или римское изгнание, которое продолжается уже около 2000 лет. На самом деле, изгнание началось гораздо раньше, еще с разрушением Первого Храма в 3338 году. При этом важно отметить, что изгнание — это не рассеяние евреев по всему миру. Ведь вплоть до разрушения Второго Храма евреи жили довольно компактно, на одной территории, и даже в некоторые периоды времени имели государственную независимость. Изгнание, или галут, это духовное понятие, значение которого — отсутствие духовного единства между евреями на основе Торы и, как следствие этого, неизбежный разрыв с Творцом.

Пророки Ирмиягу, Захария, Амос, Йехезкель постоянно предупреждали народ о нависшей над ним опасности. Пророчества об изгнании есть и в самой Торе в книгах Ваикра и Дварим:

«И осквернилась земля, и Я взыскал с нее за вину ее, и изрыгнула земля своих жителей… Да не изрыгнет земля вас, если вы ее оскверните, как изрыгнула народ, бывший до вас» (Ваикра, 18:25,28).

«И возгорится гнев Г-спода на вас, и затворит Он небо, и не будет дождя, и земля не даст плодов своих; и вы скоро пропадете с этой доброй земли, которую Г-сподь дает вам» (Дварим 11:17).

«Уведет Г-сподь тебя и твоего царя, которого поставишь над собой, к народу, не знакомому ни тебе, ни отцам твоим. И будешь ты там служить божествам иным — дереву и камню. И станешь притчей и посмешищем среди всех народов, к которым отведет тебя Г-сподь» (Дварим, 28:36,37).

«И рассеет тебя Г-сподь среди всех народов, от края земли и до края земли» (Дварим, 28:64).

Царь Давид, который жил задолго до этих событий и вел победоносные войны, пророчит в 79 псалме разрушение Иерусалима и осквернение Храма:

«Пришли чужеземцы в Твой надел, осквернили Твой святой Храм, Иерусалим превратили в руины. Трупы Твоих слуг отдали на съедение небесным птицам, плоть Твоих праведников — полевым зверям. Проливали кровь, как воду, вокруг Иерусалима — и некому их похоронить. Стали мы посмешищем для наших соседей, опозорены и посрамлены среди окружающих нас. До каких пор, Г-сподь, Ты будешь гневаться? Вечно ли будет пылать, как огонь, Твоя ревность?»
Из Торы в разделе Ки Таво (Дварим 28:15—69), а также из Мегилат Эйха видно, что эти пророчества осуществились в мельчайших деталях. Прочитайте эти страшные слова, они найдут отклик в любом сердце.

Говорят наши мудрецы, что причиной разрушения Второго Храма и изгнания стала «синат хинам» — беспричинная ненависть евреев друг к другу, то есть ненависть, которая не имеет никакого рационального объяснения. Еще сказали мудрецы, что каждое поколение, при котором Храм не был восстановлен, — как будто бы разрушило его. Если посмотреть на поведение евреев и их отношение друг к другу, то вопрос, почему мы до сих пор в изгнании и почему оно не прекращается так долго, к большому сожалению, отпадет сам собой. Существование нашего мира с момента Творения ограничено 6000 лет. К концу этого срока обязательно наступит Избавление, но это не значит, что оно не может прийти и раньше: своими поступками по отношению к окружающим мы можем исправить себя и, следовательно, весь мир, и ускорить, или, не дай Б-г, задержать Избавление.

С уважением, рав Давид-Йегуда Вертлиб

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ –

ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ (05.07.13) – 21.19
ИСХОД СУББОТЫ (06.07.13) – 22.52

Благословение на зажигание свечей в Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бэ-мицвотав вэ-цивану легадлик нер шель Шабат!»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s