Home

Выпуск №133. Тамуз 5773 г. (06.2013 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Недельная глава Пинхас.
КАК ХОРОШИ ШАТРЫ ТВОИ, ЯАКОВ; ЖИЛИЩА ТВОИ, ИЗРАИЛЬ!

«И говорил Вс-вышний Моше, и сказал: «Пинхас, сын Элазара, сын Аарона-коэна, отвратил гнев Мой от сынов Израиля тем, что он возревновал Моей ревностью в среде их. И не уничтожил Я сыновей Израиля Своей ревностью. Поэтому скажи: «Вот Я даю ему Мой союз мира и будет ему и потомству его после него союзом коэнов вечным за то, что ревновал за Б-га его и искупил сынов Израиля».

В момент, когда Пинхас поражает Зимри, к нему спускаются две души, которые становятся его вечными спутницами, стражами и помощниками: это души сыновей Аарона Надава и Авиу, двух величайших праведников, которым нет равных среди сыновей Израиля, совершивших ошибку в день, когда был установлен Мишкан и погибших в тот момент, когда они поспешили принести воскурения. Они сопровождают его повсюду и реализуют союз, дарованный Пинхасу Вс-вышним, сообщая ему все те необыкновенные качества, которыми он обладал. Ведь союз — связь со Вс-вышним.

Дополнительный личный союз, которого, кроме общего союза, заключенного со всем народом, удостоились Пинхас и Давид (каждый по-своему), указывает на возникновение особой, дополнительной связи со Вс-вышним, которая как сильный луч света пронизывает и напрямую соединяет Источник всех сил и сосуд, оказавшийся настолько чистым, что он в состоянии вместить этот мощный луч света. Прямая связь усиливается. Нить связи — это душа. Она является тем лучом света, который напрямую связан с Источником и устремлен к сосуду. Было бы странно, если бы луч, несущий жизнь из мира вечной и абсолютной жизни, не был бы сам живым. Поэтому вся связь проходит через живые души, каждая из которых является выражением жизни и сообщает жизнь. Поэтому говорится, что в субботу, которая называется союзом еврейского народа с Творцом, у каждого, кто только имеет знак союза на теле, и соблюдает субботние ограничения, появляется дополнительная душа, как более прямая и непосредственная связь (союз), проявляющаяся в этот день. Душа эта не абстрактна — это душа конкретного праведника, того, кто когда-то жил, озаряя мир светом и продвигая к лучшему, оставил его и теперь возвращается для того, чтобы продолжать помогать другим так же, как он помогал при жизни.

Появляясь в субботу, эта душа расширяет возможности еврея, наделяет его большими способностями при изучении Торы и обостряет его чувствительность, расширяя весь спектр восприятия мира, позволяя осознать и почувствовать то, что находится за пределами его границ. Такая помощь душ не является подавлением личности: напротив, союз со Вс-вышним заключается в том, чтобы, озаряясь Его душой-светом-союзом и помощником, имеющими свое конкретное выражение, человек оставался бы сам собой: неповторимым, единственным, уникальным и в то же время открытым для всего мира и не замкнутым на себе. Помощь дополнительной души заключается в том, что она способствует раскрытию собственного потенциала. И когда потенциал раскрывается настолько, что человек и сам превращается в чистый луч, те, кто помогал ему, становятся помощниками для других, а вместе с ними и сама возвысившаяся душа, ранее нуждавшаяся в помощи, становится лучом помощи для других. Так, Пинхас, достигнув совершенства на высочайшем уровне, передает эти души своему ученику Элише. Элиша — ученик Элиягу а-Нави, который появляется и действует во времена правления царя северного царства Ахава. События происходят через 530 лет после того, как Пинхас своим подвигом остановил надвигавшуюся гибель всего народа. Элиягу а-Нави — это и есть Пинхас, получивший союз мира от Вс-вышнего, а, следовательно, бессмертие, ибо то, что даровано Вс-вышним, — абсолютно и распространяется на все аспекты существующего: мир, дарованный Вс-вышним, прекратил борьбу тела и души Пинхаса, постоянное желание души отделиться и желание тела забыть о душе и сделал их совместное существование вечным. Элиягу а-Нави не умер. Все, что его душа отбросила, — это талит, который подобрал Элиша. «И было, когда поднял (перед тем как поднял) Вс-вышний Элиягу в буре на небо, пошли Элиша и Элиягу из Гильгаля… Элиягу сказал Элише: «Проси, что сделать мне для тебя, прежде чем я буду взят от тебя». И сказал Элиша: «Пусть двойное, что в духе твоем, будет на мне». И сказал он: «Трудного ты попросил».

Элиша попросил, чтобы души Надава и Авиу, которые всегда неразлучны и неразделимы, перешли бы к нему и стали бы помогать ему. Не так просто иметь такую помощь! Малейшая оплошность — и эти души оставят человека, так как они не выносят никакой испорченности, отклонения от идеала. «Если ты увидишь, как я буду взят от тебя, то сбудется для тебя это, а если нет — не сбудется». И было когда они шли и в дороге разговаривали — колесница огненная и кони огненные и отделили они одного от другого, и вознесли Элиягу в небо. Элиша же, увидев это, вскричал: «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и воины его…» И поднял он плащ Элиягу, который упал с него». Элиша получил эти удивительные души в постоянную помощь и поддержку, потому что оказался готов к восприятию мира на таком уровне, когда тело — как колесница, несущая воина, и душа — как воин, управляющий ею, слиты в единое целое: он смог увидеть и воспринять в пророческом видении, что происходило с душой и телом Элиягу, носителя союза мира, в момент, когда он достиг уровня, который не может восприниматься большинством живущих людей, и, тем не менее, не ушел из мира живых. Тело осталось вместе с душой. Его переход в другое состояние не носил характер прекращения предыдущего состояния, окончания какого-то этапа и начала совершенно иного времени бытия. Поскольку не было разрыва двух состояний и не было необходимости переходить границу, которая называется смерть, то Элиягу а-Нави легко переходит из одного мира в другой и предстает перед глазами людей в разных обличиях: душа в гармонии с материей делает материю средством самовыражения, и в зависимости оттого, зачем раскрывается Элиягу а-Нави, он раскрывается в том обличии, которое более всего способствует тому, чтобы было понято послание, с которым он пришел. Он пронизал все поколения и установил между ними связь, приходя, помогая и спасая тех, кто хранит союз Аврагама со Вс-вышним. Он поддерживает и союз Торы, в каждом поколении помогая Мудрецам постигать ее тайны. Упоминанием о его будущем раскрытии заканчиваются книги пророков: «Вот Я посылаю вам Элиягу а-Нави перед тем, как наступит день великий и страшный, и вернет он сердце отцов к сыновьям, а сердце сыновей — к отцам». Кто установит мир, взаимопонимание и любовь, когда начнется воскрешение из мертвых и поднимутся из праха сыны Израиля всех поколений? Кто соединит сердца, бившиеся в разные исторические эпохи? Тот, кто жил во всех поколениях — от выхода из Египта и до конца времен.

Но почему души именно Надава и Авиу стали лучом, реализующим союз мира, который Вс-вышний заключил с Пинхасом? Истории Торы повторяются, но каждый раз повествование выходит на новый уровень. Любой из эпизодов загадочен, но он служит расшифровкой кода другого рассказа и сам становится понятен, когда уже правильно прочитан текст, ключом к пониманию которого он являлся. Вс-вышний бескомпромиссно ведет творение к совершенству через непрекращающееся исправление. Но иногда мир падает вертикально вниз, чтобы затем долго выбираться на прежний уровень по спирали. Основа всех заслуг человека — стремление ко Вс-вышнему, а все преступления являются выражением желания скрыться от Него и остаться одному. Отдаление человека от Всевышнего отражается в характере его детей, их склонностях и способностях, чтобы найти исправление в их жизни. А иначе как можно объяснить: » …и родила (Хава) Каина и сказала: «Приобрела я человека с Б-гом и еще родила брата его Гевеля. И был Эвель пастухом, а Каин — земледельцем». Каин и Эвель родились взрослыми и сформировавшимися. Почему же от самого рождения один — пастух, а другой — земледелец? Только потому, что что-то вложено в каждого из них от рождения. Но дети не всегда справляются с той задачей, ради выполнения которой они появились на свет, и их души возвращаются в мир вновь и вновь. Душу, как нечто совершенно чистое и прекрасное, как свет, наполняющий сосуд, Вс-вышний дает Сам. Душа всегда чиста, но сила опускающейся в мир души, ее уровень и «размеры» зависят от того, насколько родители научились использовать свои чувства для восприятия духовного мира, наполняться восторгом и радостью от раскрывающейся духовности, а не возбуждать нервные окончания для того, чтобы получать материальные удовольствия. Недостатки наследуются и должны быть исправлены. Сильная душа быстро переворачивает недостатки в способности для изучения Торы, силу восприятия духовной составляющей.

Дети, отражая сущностную сторону родителей, являются в основном выражением их мыслительной деятельности и умения управлять своими чувствами. Недаром говорят, что капля выходит из «окончания» мозга человека и несет в себе облик будущего ребенка. Адам, совершив преступление, 130 лет не мог рождать детей «по образу и подобию своему». Мидраш Раба говорит, что после греха у него рождались духи или обезьяны, и когда на пятидесятый день творения Каин убил Гевеля, Адам устранился от Хавы, через 130 лет он вернулся к ней — и у него родился Шет «по образу и подобию его». Совмещение в себе всех миров, духовного и материального начал являются отличительной чертой человека как творения и определяют его «образ». Рождение духов и человекоподобных тел отражает преступление Адама, отделившего материальный мир от мира духа. Начало преступления Адама заключено в его вопросе «Кто я?» (если повсюду раскрывается воля Вс-вышнего, и у меня нет свободы выбора, то существую ли я или только Он существует?). «Возьму ли крылья утренней зари, поселюсь ли на краю моря — и там рука Твоя поведет меня, и сдерживать будет десница Твоя» (Псалом 139). Когда человеку хорошо и он преисполнен радости, и душа его поет в восторге от всего сотворенного, раскрывающего замысел Творца, у него не возникает вопросов «Кто я?», «Зачем я нужен?» Он доволен своим существованием перед лицом Вс-вышнего. Дети Адама явились разверткой в материальном мире той проблемы, которую носил в себе первый человек. Они представляли собой разум и чувственный мир, отделившиеся друг от друга, потому что только разум, лишенный ощущения Присутствия Вс-вышнего, может задавать вопрос «Кто я? Существую ли я?».

Отделенность разума от чувственного мира привела к вопросу, который несли в себе братья и который являлся выражением вопроса Адам а-Ришон (первого человека) на другом уровне — каждый из них спрашивал себя: «А кто такой мой брат — другой человек? Зачем Вс-вышнему нужен второй?» Собственное существование не вызывает вопроса, но отсутствие ощущения ближнего, сопереживание его проблемам и желание помочь породило вопрос «зачем же нужен другой»? Каждый из них не найдя ответа, решает проблему существования второго по-своему: Эвель смотрит в небо и не замечает брата, получая удовольствие от своей большей близости к Творцу, а Каин, деятель и преобразователь, устраняет из мира то, что он не может осознать — своего брата. Моше и Аарон пришли в мир, чтобы исправить грех Каина и Гевеля. Это — два брата, любящих и понимающих друг друга. Один из них приближает весь мир к Источнику путем восприятия Вс-вышнего через разум, а другой — через служение (т.е. исправление чувственного мира человека). Естественно, что дети, которых они должны были привести в мир, должны были исправить следующую, более высокую ступень — грех Адама — и закончить исправление мира. Агарон смог привести в мир души столь высокого уровня, что их называют «две части одного целого». Они были способны восстановить связь чувственного мира и мира мысли человека так, чтобы и то и другое вместе служило для восприятия Присутствия Вс-вышнего. Однако ошибка, допущенная ими в стремлении к мгновенному соединению духовного и материального миров, когда в день начала служения в Мишкане они поторопились принести воскурения, привела их к гибели.

Пинхас, вернувший еврейскому народу восприятие Присутствия Вс-вышнего на уровне чувств и ощущений (т.е. сделавший чувства разумными) и приблизивший мир к состоянию совершенства, двигаясь со стороны чувственного, так же как Моше, двигавшийся со стороны разумного, удостоился помощи этих душ, которые способны слить в единое целое все времена и все пространство, и позволить мгновенно перемещаться из одного места в другое, и пройти через все поколения. Души эти никогда не расстаются друг с другом и похожи как две половины одного целого. Они — мысль, заставившая понять чувства и чувства, заставившие разум ощущать.

Рав Зеев Мешков

ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ПЕРИОДА «В ТЕСНИНАХ».

Трехнедельный траурный период между 17 Тамуза и 9 Ава называется Бейн hа-Мецарим, дословно «между теснин», в соответствии со словами свитка Эйха (Плач Иеремии) (1:3): «Все гонители настигли ее (Иудею) между теснин». Это дни, когда вавилоняне и римляне разрушали Иерусалим, после того как были пробиты его стены, до полного разрушения Храма.

В этот период мы уменьшаем радость. Не устраиваем свадьбы (можно произвести помолвку и до 1 Ава устроить праздничную трапезу). Воздерживаемся от слушания музыки, от танцев, путешествий для удовольствия, а также от стрижки волос. (По обычаям сефардов, можно стричь волосы вплоть до начала недели, на которую приходится 9 Ава.) Также не принято (во все дни, кроме Субботы) надевать новую одежду и есть новые плоды, чтобы не говорить благословение Шегехеяну. (Это благословение Богу «за то, что мы смогли дожить до этого времени», произносится при наступлении праздников, а также при других радостных событиях; оно же говорится, когда едят первый раз в году какой-то плод или надевают новую одежду.) Однако если на этот период приходится выполнение заповеди, связанной с каким-то фиксированным временем, например обрезания или выкупа первенца, тогда мы говорим Шегехеяну. Если попадается новый плод, который после 9 Ава уже не удастся достать, то лучше всего сохранить этот плод до Субботы, когда, как уже сказано, произнесение Шегехеяну разрешено. Если беременной женщине хочется съесть какой-то новый плод, или если он полезен больному, они могут съесть его даже не в Субботу.

В эти дни не следует предпринимать рискованные действия.

С начала месяца Ав в гибнущем Храме прекратились жертвоприношения. Закон предписывает нам в эти дни усилить траур, воздерживаться от радости. И поскольку радость запрещена, не следует делать ничего, что могло бы ее возбудить.

Не сажают деревья, которые предназначены для создания тени или аромата. Ничего не строят для роскоши, не украшают и не красят дом. (Но если у человека нет жилища, он может его строить.)

Запрещено покупать, шить, ткать и вязать новую одежду, даже если собираешься носить ее после 9 Ава. Даже ношеную одежду не следует покупать, если она нарядная. Запрет на покупку новой одежды даже строже, чем на ношение.

Однако эти ограничения отменяются, если речь идет о выполнении заповеди. Например, можно купить новую одежду или построить дом для новобрачных, которые еще не выполнили заповедь «плодиться и размножаться». Если есть опасение, что цена на какую-нибудь одежду может подняться после 9 Ава, можно купить ее, но не носить.

С начала месяца Ав запрещено стирать даже такую одежду, которую собираешься носить после 9 Ава. Если у человека всего одна рубашка, можно постирать ее, но только до наступления недели, на которую приходится 9 Ава. Детскую одежду стирать можно, если она сильно испачкалась, но лучше делать это не публично.
Запрещено надевать новую обувь (кроме обуви, специально предназначенной для 9 Ава: например резиновой).
Нельзя стричься и стричь детей.

В этот период не едят мяса и не пьют вина (т.к. жертвоприношения и возлияния вина в Храме уже прекратились), однако запрет отменяется ради сеудат-мицва (т.е. трапезы для выполнения заповеди), например, по поводу обрезания, выкупа первенца, Бар-Мицвы и т.д.

Всем, кроме больных и тех, кто ежедневно моется после работы, запрещено полностью мыться (для удовольствия). Можно мыться, чтобы смыть пот. Нельзя купаться в бассейнах, реках и других водоемах.

(По материалам сайта Маханаим)

ЕВРЕЙСКИЕ ПРИТЧИ

Курица и свинья

Как-то раз пошёл Магид из Дубно собирать цдаку (благотворительность) для бедных. Пришёл он к одному богачу, а тот захотел отделаться от него маленьким пожертвованием. Когда Магид намекнул ему, что не пристало богатому так поступать и что другие, беднее его, дали значительно больше. Сказал богач:
— Может быть, это и верно, но я завещал большую сумму бедным.

На это Магид ответил:

— Крестьяне выращивают кур и свиней. Курица несёт по маленькому яйцу в день, а свинья даёт много сала и мяса. Несмотря на это, все любят кур, даже разрешают им прыгать и перелетать по комнатам, а свинье отводят место подальше от дома. Что такого в свинье, что от неё стараются быть подальше, несмотря на всю выгоду, которую она приносит? Послушай, я скажу тебе: курица даёт то, что у неё есть — хоть это и небольшое богатство — сразу и каждый день, а свинья, наоборот, даёт много, но только после смерти.

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ –
ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ (28.06.13) – 21.22
ИСХОД СУББОТЫ (29.06.13) – 22.57

Благословение на зажигание свечей в Шабат:

«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бэ-мицвотав вэ-цивану легадлик нер шель Шабат!»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s