Home

Фабиан Спаньоли не знает, почему человек в небольшом магазинчике в Испании заговорил с ним об этом. Спаньоли всего лишь зашел купить новое одеяло. Вместо этого хозяин магазина посмотрел на него и прямо заявил: «Ты еврей». Они разговорились и быстро стали хорошими друзьями. Хозяин магазина, еврей, начал рассказывать Спаньоли об иудаизме: о синагоге, о молитве. «Жизнь — это загадка, — говорит Спаньоли. — Это попытка найти равновесие между нашими личными желаниями и тем, что от нас ожидает Вс-вышний. Конечно, наш разговор с этим человеком был предопределен Свыше. Этот случай не имеет логического объяснения. Он лежит за гранью материалистического видения жизни».

В чем бы ни заключались причины, результатом этой встречи стали кардинальные перемены в жизни Спаньоли. В этом году он переехал в Израиль с женой и десятилетней дочерью. В возрасте пятидесяти лет – узнал о том, что ведет свое происхождение от Бней Анусим (потомков евреев, насильственно обращенных в католицизм более пятисот лет назад и часто именуемых историками «марранами»). Помог ему в этом Махон Мирьям, институт обращения и возвращения под эгидой Шавей Исраэль.

У Спаньоли начали возникать вопросы задолго до «случая с одеялом». Он родился в Аргентине — его родители эмигрировали в Южную Америку из Швейцарии после Второй мировой войны. Однако дедушка Спаньоли не был местным уроженцем: он родился в Италии, а его фамилия в переводе с итальянского означает «люди из Испании».

«У меня возник настоящий кризис самоидентификации, — признается Спаньоли. — Когда мне было пятнадцать, я спрашивал себя, кто я? Кто те люди, от которых я веду свой род? Я не чувствовал себя аргентинцем в полной мере — ведь каждое лето мы навещали моих швейцарских родственников, которые и по сей день живут там».

Ситуация еще больше осложнилась, когда отец Спаньоли, все еще не позиционируя себя, как еврея, рассказал об истории их семьи: Спаньоли, «люди из Испании», оказались в Италии, потому что они были евреями, преследуемыми инквизицией. Молодой Спаньоли был совершенно озадачен.

Закончив университет, Спаньоли совершил путешествие в Европу в поисках своих корней, однако затем вернулся в Аргентину изучать право. Так он познакомился со своей женой. В 2001 году аргентинский экономический кризис вынудил Спаньоли покинуть их привычную среду. «Моя жена ждала ребенка, а я потерял работу. Наша компания закрылась», — рассказывает он. Они решили обосноваться в Италии, в небольшом городке Перуджа, откуда был родом его дедушка. Там Спаньоли, наконец, почувствовал себя свободнее. Но это было только начало…

Слова его отца и разговор с владельцем магазина в Испании не выходили у него из головы. Он знал, что он еврей. «В Италии в каждом общественном учреждении или школе есть крест, — говорит он. — Я не хотел жить среди католической культуры. Огонь в моей душе все еще горел».

Об организации Шавей Исраэль Спаньоли узнал через Интернет. Он начал посещать семинары для Бней Анусим (ему приходилось ездить для этого в Испанию, потому что Шавей на тот момент еще не вело работу в южной Италии).

Его убеждения крепли. Он принял решение жениться на еврейке. В отличие от него она не принадлежала к общине Бней Анусим или скрытых евреев — она выросла в еврейском квартале Буэнос-Айреса и ее отец, эмигрант из Украины, был активным членом общины. В результате, Спаньоли смогли сделать алию в соответствии с израильским Законом о возвращении.

«Жизнь удивительна, — говорит Спаньоли. — Раньше я посещал семинары для Бней Анусим в Барселоне — а теперь я в Израиле. Конечно, какая-то часть нашей жизни — в наших руках, но есть и то, что находится значительно выше. Назвать это судьбой… мне не слишком нравится это слово. Но здесь и сейчас, думаю, оно идеально отражает ситуацию».

Дочь и жена Спаньоли в Израиле уже три года. Спаньоли некоторое время оставался в Италии с больным отцом, который тоже вернулся в их родной город. После смерти Спаньоли-старшего в прошлом году и его сын смог совершить алию.

Сейчас Спаньоли посещает уроки нового посланника Шавей Исраэль, рабби Пинхаса Пунтурелло, в Махон Мирьям на итальянском языке. Он уже нашел работу туроператора, позволяющую ему использовать знания испанского и итальянского языков. Его жена работает в той же организации.

«Было непросто сообщить друзьям в Италии, что я уезжаю, — признается он. — Мне говорили: в Израиле ведь так много проблем». Спаньоли много работает над ликвидацией этого пробела знаний о Ближнем Востоке, с тем, чтобы рассказать людям, как на самом деле обстоят дела — он выступает в качестве эксперта по израильским вопросам на аргентинской радиоволне. Его мечты простираются гораздо дальше. «Я бы хотел открыть круглосуточный канал, наподобие CNN, вещающий из Израиля», — говорит он.

В целом, по его словам, Спаньоли доволен решением о переезде. И особенно он рад тому, что его дочь растет в израильской среде, а не в нееврейской культуре в Европе. Дальше идти уже некуда, говорит он.

В то же время, Спаньоли не питает иллюзий. «Теперь, когда мы в Израиле, «романтическая часть» быстро подошла к концу — я работаю, езжу на автобусе, как и все израильтяне. Это не всегда легко. Но, тем не менее, это потрясающе».

«У каждого здесь своя история, своя собственная книга. Мне нравится это. Потому что и у меня есть такая книга».

Добавить комментарий

