Home

Брайан Блюм
8/05/2013

Шавей Исраэль открывает инновационный центр по работе с еврейской молодежью в Катовице

Israelicafe11[1]Ноэми, Варвара и Девора, несмотря на свой интерес к иудаизму, всегда находились на периферии еврейской жизни — польский Катовице удален от еврейской общины. Вдобавок ко всему, в жизни девушек наступила полоса значительных финансовых трудностей. Их будущее представляло собой весьма неопределенную картину — до тех пор, пока не вмешался посланник Шавей Исраэль в Польше, рабби Иеошуа Эллис.

Рабби Эллис нашел для этих девушек квартиру в деловом центре города и предложил переехать — с субсидированной Шавей Исраэль оплатой половины стоимости аренды. Единственным условием стало следующее: девушки обязуются хотя бы раз в месяц проводить мероприятия для молодых евреев в Катовице.

«Это взаимовыгодный обмен», — комментирует рабби Эллис. — «Мы могли предоставить этим женщинам комфортные и безопасные условия проживания и, в то же время, дать новое развитие молодежной общине в Катовице». Ноэми, Варвара и Девора согласились и сразу же после своего переезда в начале апреля начали активно действовать.

Долгое время польская еврейская молодежь не могла рассчитывать на богатую программу. Официально община в Катовице насчитывает только 120 человек, моложе сорока. Рабби Эллис осознавал, что спрос на услуги все возрастает. «Но организацией мероприятий для молодежи в идеале должны заниматься такие же молодые люди, — объясняет он. — Если эту роль возьму на себя я, все перейдет в формат встреч с раввином и ответов на вопросы».

Катовице — относительно небольшой город с населением всего 600 000 жителей – является при этом центром индустриальной зоны, охватывающей более 5 миллионов человек. Евреи в районе Силезия проживают разрозненно — нередко поездка в представительство еврейской общины Шавей Исраэль в Катовице занимает 30-40 минут на поезде или автобусе. Ноэми, Варвара и Девора жили на окраине, так что переезд в центр города сказался позитивно на их способности вести полноценную еврейскую жизнь, равно как и заниматься организацией мероприятий.

Новая квартира расположена рядом с еврейским общинным центром Катовице, состоящим из синагоги, офисов, кухни и столовой. Здесь готовится кошерная еда для общины, проводятся еврейские праздники и Шабаты. В этом же центре есть место и для гостей, желающих остаться на ночь.

Спустя месяц после переезда девушки уже определили круг занятий, интересных молодой общине. Так, «Клуб израильских фильмов» собирается каждый вторник в небольшом зале местной кофейни для обсуждения новинок в мире кинематографа. Или «Израильское кафе», мастер-класс, проводимый в самой квартире, — на котором несколько израильтян, студентов медицинского вуза, проходящих учебу в Катовице, учат местных жителей, как правильно готовить классические (и кошерные) израильские блюда. Пример с первого же занятия — шакшука, яичница с томатами. Во время встреч клуба обсуждаются текущие события, тенденции и политика в Израиле.

Еще один вариант — еженедельный класс по крав мага, израильской системе самозащиты, включающей в себя элементы бокса, дзюдо, джиу-джитсу и борьбы.

SONY DSC
Все три мероприятия непосредственным образом связаны с Израилем. Является ли это стечением обстоятельств или заранее заданной целью? По мнению рабби Эллиса, польские евреи больше заинтересованы в том, чтобы двигаться вперед, а не оглядываться назад – ведь это непременно навевает воспоминания о Холокосте. А если ты нацелен в будущее, что может быть более актуально, нежели Израиль?

Существует и другая причина, по которой евреи Катовице так просионистски настроены: именно здесь в свое время зародился современный политический сионизм. За тринадцать лет до широко известного Первого сионистского конгресса в Базеле, Швейцария, в 1884 году состоялся «Катовицкий съезд». Среди тридцати его участников был и пионер сионизма Леон Пинскер, основатель движения Ховевей Цион, выступавшего за заселение Земли Израиля. Организация Агудат Исраэль также начала свою деятельность в Катовице в 1912 году.

Рабби Эллис назвал и молодежную программу, и квартиру, в которой живут Ноэми, Варвара и Девора, «Беер Мирьям» — в честь сестры Моше и ее колодца, который, в заслугу Мирьям, следовал за еврейским народом во время его странствий по пустыне после дарования Торы на горе Синай.

Мирьям из Торы была связана с музыкой; так и девушки в качестве четвертого направления своей работы выбрали проведение концертов клейзмерской музыки, исполняемой местной еврейской группой. Концерт на Лаг баОмер посетило сорок человек.

Разумеется, еврейская деятельность в Катовице не ограничивается Беер Мирьям. За год, прошедший с тех пор, как рабби Эллис был назначен посланником Шавей Исраэль в этом регионе, он создал целый комплекс мероприятий. Среди них еженедельные субботние трапезы и молитвы, воскресные уроки утром и вечером на различные темы из еврейской жизни и законов, а также уроки иврита. Позже, с участием Беер Мирьям, был реализован и план открытия воскресной детской школы.

Рабби Эллис говорит, что уже видит значительные изменения в жизни Ноэми, Варвары и Деворы. «Их активность в общине существенно возросла, — говорит он. — Если раньше девушки находились на периферии, глядя на события со стороны, то теперь они переместились в центр событий, помогая другим». Рабби Эллис добавляет: он надеется, что похожая модель может быть применена и в других городах Польши, чтобы сделать жизнь молодых евреев более интересной и культурно насыщенной.

Оригинал статьи находится на сайте Shavei.org

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s