Home

Выпуск №131. Тамуз 5773 г. (06.2013 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Недельная глава Хукат.
МАТЕРИАЛЬНОЕ, СЛИШКОМ МАТЕРИАЛЬНОЕ…

Центральная тема главы — способ очищения от ритуальной нечистоты, возникающей при прикосновении к мертвому телу. Имеет ли смысл изучение подобных тем сегодня, когда нет Храма и правила, определяющие в каком состоянии человек может зайти на его территорию, а в каком нет (ритуально чистый имеет право посетить святыню в отличие от ритуально нечистого), не имеют никакого практического значения и не соблюдаются?

Все аспекты Торы важны и не утрачивают своей актуальности и в то время, когда нельзя применить их на практике. Очень полезно подумать над их смыслом и попытаться найти их корень. Такой поиск всегда приводит к более полному осознанию окружающей нас действительности и психологии человека, так как система заповедей связана с мировой гармонией и позволяет взглянуть на мир с точки зрения общих процессов и связей между объектами на духовном уровне.

Есть ли и у законов ритуальной нечистоты своя логика или их следует воспринимать как постановления, требующие исполнения, а не осмысления?

Попытаемся проникнуть в тайны этих сложнейших законов.

Ритуальная нечистота возникла как новая сущность и новое понятие в момент греха первого человека. Попытавшись стать независимым от Творца, Адам должен был найти источник питания для своей души там, где не ощущается Присутствие Всевышнего, где действие Его руки, постоянно поддерживающей существование мира, остается незаметным, — в глубине материи, созданной, чтобы скрывать проявление Б-жественной воли. Зачем ему это было нужно? Хотел почувствовать себя полностью независимым от своего Создателя.

Поверив, что материальные объекты смогут заменить прямую связь с Творцом, он оказался в полной зависимости от окружающего мира, подчинился ему и внес ограниченность в свою жизнь, ибо все, что связано с элементами природы (включая и скрытые в ней духовные потенциалы), ограничено. С этого момента Адам оказался вынужден постоянно добывать новые крупицы жизненных сил для своей души, и его наказанием стало «в поте лица твоего будешь есть хлеб».

Да, Адаму изначально было заповедано есть с деревьев сада, но плоды должны были поддерживать его телесную оболочку, а душа должна была пополнять свои силы от прямого диалога с Творцом, от стремления к совершенству и поиска подобия Ему, обладающему свободой и свободному от ограничений. А удовольствия, которые может дать материя, кратковременны, как и запас жизненной энергии, заложенной в ней.

Самые высокие составляющие человеческой души в момент совершения греха исчезли — вернулись к своему корню, так как такие уровни духовности не терпят испорченности и оставляют человека в тот момент, когда он совершает преступление. Та душа, о которой говорится: «И вдохнул в его ноздри душу живую…», оставила человека. И только уровни души, о которых сказано: «Пусть выпустит земля душу живую…», с трудом пробивали толщу материи. А поскольку душа определяет все: и жизненные силы человека, и его чувствительность, и его мыслительные способности, то Адам, утратив «небесные уровни души» и оставшись только с «земными», перестал видеть мир от края и до края.
Корень ритуальной нечистоты — убежденность человека в его зависимости от материи. Ставя на службу материальным нуждам свои умственные способности (вместо того, чтобы подумать о том, как хотя бы немного возвысить свою душу, а не усиливать свою зависимость от материального мира), человек продолжает усугублять нечистоту. И все то время, пока он считает, что «бытие определяет сознание», он ограничивает свои возможности настоящего постижения мира.

Рав Зеев Мешков

Вопросы раввину

Почему мужчина и женщина не могут жить вместе без официальной церемонии?

Зачем нужна Хупа? Почему мужчина и женщина не могут жить вместе без официальной церемонии? Прошу дать подробный ответ, поскольку в наше время это явление очень распространено и мало кто знает ответ на данный вопрос. С.

Уважаемый С.,

Понятие о семейном союзе во всей полноте, включающее различные галахические и, безусловно, духовные аспекты, появилось с дарованием Торы. До дарования Торы обычной практикой было, что мужчина и женщина встречались на улице, и, понравившись друг другу, без всяких предварительных процедур переходили к совместному проживанию, рожали детей и т.д. Также не было и никакой процедуры развода. Если один из супругов хотел разорвать связь, он свободно оставлял другого и начинал жить собственной жизнью. И только в Торе было дано повеление: начинать семейную жизнь после хупы и кидушин (см. Рамбам, законы Ишут 1:1). Соответственно, и разорвать отношения супруги могут только через развод, который осуществляется с помощью гета (разводного письма).

Законы и обычаи, связанные с хупой и кидушин, очень многочисленны. Это показывает, насколько большое значение Тора придаёт семейным отношениям. С другой стороны, супруги, которые начинают семейную жизнь по еврейскому Закону с хупы и кидушин, определяют этим, что их союз имеет глубокое духовное значение, а не является просто «сосуществованием». Освящая свой союз исполнением заповеди хупы и кидушин, они показывают, что хотят построить настоящий еврейский дом, полный любви и тепла, заботы и внимания друг к другу и окружающим и воспитать детей, следующих путями Торы.

В наше время процесс создания еврейской семьи состоит из трех этапов:

1. Шидухин — процесс знакомства молодых людей до того момента, как они решают пожениться. Этот этап по отношению к свадебному обряду является подготовительным.

Сами части свадебного обряда:

2. Кидушин (эрусин) — посвящение в жены (то, что сегодня происходит под хупой, когда жених надевает кольцо невесте).

3. Нисуин — завершающий этап, когда женщина входит в дом мужа (хупа) и фактически становится его женой.

Разберем вкратце каждый из этих этапов.

ШИДУХИН

В Талмуде (Кидушин 12 б) сказано, что запрещено жениться на женщине без предварительного этапа знакомства — шидухин, поскольку это является нескромным.

Когда в конце процесса знакомства молодые люди принимают решение стать мужем и женой, в честь этого события устраивают праздничную церемонию, помолвку. Так поступают многие. Часто церемония сопровождается трапезой, хотя это не обязательно. Сегодня многие называют эту церемонию эрусин. Но следует отметить, что это название не совсем правильное. Не следует путать эрусин-помолвку с частью свадебной церемонии эрусин, о которой было сказано выше, когда женщина посвящается в жены.

Некоторые называют эту церемонию ворт, что в переводе с идиш означает «слово», т.е. сторона жениха и сторона невесты как бы дают друг другу слово, что молодые люди поженятся. Иногда две семьи устраивают ворт в узком кругу близких родственников, а уже потом организуют отдельную праздничную церемонию, на которую приглашают гостей.

КИДУШИН (ЭРУСИН)

1. Посвящение

Первая часть свадебной церемонии это кидушин (эрусин) — «посвящение». В Мишне (Кидушин 2а) сказано, что муж «приобретает» жену тремя путями: деньгами, документом или супружеской близостью. Сегодня установлено, что кидушин осуществляется так: жених говорит: «Вот ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моше и Израиля» и надевает кольцо на палец невесте. Так она становится меораса (обрученной). Это особый статус: она предназначается жениху и запрещена другим. Теперь молодые люди могут расстаться только через развод с помощью гета. Но жить вместе им разрешено только по завершении следующего этапа свадебного обряда — нисуин, о котором речь пойдет ниже.

Существует несколько объяснений, почему принято «посвящать» девушку в жёны именно посредством кольца. В Сэфер Матамим (Эрех Хатан 31)сказано, что каждое поколение выходит из другого подобно звеньям цепи. Поэтому принято, что жених дает невесте кольцо в надежде, что они станут звеньями в цепи поколений и удостоятся множества потомков, которые продолжат эту цепь и не дадут ей прерваться.

2. Благословение

Мудрецы постановили, что выполнению заповеди кидушин должно предшествовать специальное благословение. Уже ришоним (ранние комментаторы) отмечают своеобразие этого благословения. Оно говорит, что Всевышний запретил нам кровосмешение и некоторые другие связи, но разрешил близость с женами после обряда хупа и кидушин. Обычно благословения на то, что запрещено, не произносятся (например, мы не произносим благословение на то, что запрещено употреблять в пищу эвер мин а-хай — мясо животного, отрезанное, когда животное еще было живо). Но в данном случае мудрецы посчитали нужным установить специальное благословение, говорящее об избранности еврейского народа и его отличии от других народов — Всевышний освятил евреев, определив для них разрешенные и запрещенные связи (Ран, Ктубот гл.1).

3. Свидетели

Неотъемлемой частью процедуры кидушин является присутствие двух кошерных свидетелей. Т.е. даже если жених произвел все необходимые действия, а именно произнес требуемые слова и надел кольцо невесте на палец, а та в свою очередь согласилась принять кольцо и выйти за него замуж, они не станут мужем и женой, если при этом не присутствовали два кошерных свидетеля.

В еврейском Законе существует кардинальное различие между обычной функцией свидетелей, например, при заключении финансовых соглашений, и функцией свидетелей в процедуре кидушин. При заключении сделок функция свидетелей — удостоверить истину, например: кто одолжил деньги, у кого, какую сумму и т.п. Но если обе стороны согласны, и между ними нет противоречий, и одна сторона признает, что обязана заплатить другой стороне, то необходимость в свидетелях отпадает. С кидушин дело обстоит иначе, здесь присутствие свидетелей является неотъемлемой частью самой процедуры. И если не было кошерных свидетелей, то даже если жених и невеста готовы признать себя мужем и женой, это ничего не значит. Причина в том, что кидушин меняет статус мужчины и женщины, теперь они женаты. Это изменение касается не только самим супругов, но и всех остальных людей. Например, если теперь другой мужчина вступит в близость с этой замужней женщиной, ему будет полагаться смертная казнь. Поэтому понятно, что столь существенное изменение статуса, которое касается других людей, не может проходить без свидетелей. (Какие свидетели являются кошерными, подробно разбирается в Шулхан Арухе, Хошен Мишпат 33—34).

4. Ктуба

В круговороте многочисленных обычаев еврейской свадьбы мудрецы не забыли обеспечить права женщины. Поэтому перед хупой или во время неё жених принимает на себя различные обязательства в отношении будущей жены. Эти обязательства перечисляются в особом документе, который называется ктуба (брачный договор). В нём также оговаривается сумма, которую муж должен будет заплатить жене в случае развода.

НИСУИН

Завершающим этапом свадебного обряда является нисуин, или хупа. Даже после кидушин, будучи обрученной, невеста еще не становится женой в полном смысле слова, пока не войдёт в дом мужа и они не начнут совместную жизнь. Символом дома мужа и, таким образом, начала семейной жизни является хупа.

Существует несколько мнений ришоним о том, что считается хупой:

1. Жених вводит невесту к себе в дом, и они уединяются там (Рамбам, Ишут 10:1).

2. Жених и невеста уединяются даже не в доме жениха с целью приобрести статус мужа и жена (РаМБаН, Ран, Ктубот, ч. 1).

3. Жених вводит невесту к себе в дом, даже без уединения (Ран, Рамо 55:1).

4. Жених и невеста заходят в особое строение, своего рода свадебный шатёр, с целью приобрести статус мужа и жены, даже без уединения (А-Итур, Дриша 61:1).

5. Головы жениха и невесты покрывают — покрывалом или талитом — во время семи завершающих благословений (Орхот Хаим, Ташбец катан 701).

6. Жених покрывает невесту свадебной фатой (hинума). Они считаются мужем и женой с того момента, когда невеста выходит в свадебной фате (Тосафот Йома 13 б, Рамо 55:1).

7. Нет особых разногласий между ришоним, и в каждом месте хупой называется тот обычай, который принят в данной местности (Бейт Меир 55). Сегодня обычай ашкеназских общин — учитывать большинство приведенных мнений. Поэтому вначале жених покрывает невесту свадебной фатой, затем жениха и невесту вводят под свадебный балдахин, там жених «посвящает» невесту и там произносят семь свадебных благословений, а затем жених и невеста уединяются в отдельной комнате (Бах 61, Рамо 55:1).

Форма хупы, принятая в наше время, а именно свадебный балдахин, натянутый на четырех шестах, также имеет особое значение. Хупа напоминает дом Авраама-авину, где были входы для путников со всех четырех сторон. Такая хупа символизирует желание молодой семьи также построить свой дом на основе милосердия и заботы о других людях (Эзер ми-Кодэш, Эвен а-Эзер 55).

БРАК, ЗАКЛЮЧЕННЫЙ В ЗАГСЕ

Из сказанного ясно, что если жених и невеста хотят создать настоящую еврейскую семью, то обычная процедура в ЗАГСе не может считаться достаточной с точки зрения еврейского Закона. Весь вопрос заключается в том, можно ли считать совместное проживание мужчины и женщины достаточным основанием для того, чтобы опасаться, что все-таки по каким-то мнениям они считаются женатыми. (Ведь, как было сказано выше, законы, связанные с замужеством женщины, являются очень строгими). В таком случае, если супруги решают расстаться, необходимо оформить развод в соответствии с еврейским Законом с помощью гета.

На эту тему написано немало исследований выдающихся галахистов как нашего, так и предыдущего поколений. К сожалению, в рамках ответа на сайте нет возможности отразить все стороны вопроса. Скажем лишь вкратце, что существуют два основных вопроса: во-первых, необходимо, чтобы жених взял («посвятил») невесту себе в жены, а в обычной процедуре в ЗАГСе не этого момента не существует. Поэтому остается понять, можно ли рассматривать супружескую близость в качестве «посвящения» жены. Некоторые галахисты считают, что это возможно, только если люди соблюдают другие заповеди, в частности, чистоту семейной жизни. Другие полагают, что это возможно, только если люди имеют представление о том, что такое хупа и кидушин. Кроме того, супружескую близость можно рассматривать как «посвящение» жены, только если не было возможности устроить свадьбу в соответствии с еврейским Законом. По мнению некоторых галахистов, поскольку сегодня обычно так не посвящают в жены, это было актуально только для предыдущих поколений и т.д.

Во-вторых, как было сказано выше, чтобы жених и невеста обрели статус мужа и жены, необходимо присутствие кошерных свидетелей. Поэтому остается понять, можно ли считать «наличием свидетелей» тот факт, что окружающим людям (это обязательно должны быть люди, соблюдающие заповеди) известно, что эти мужчина и женщина проживают вместе как муж и жена.

Сегодня принято, что эти вопросы рассматриваются в каждом конкретном случае и решаются по усмотрению Бейт-дина (еврейского суда), в котором пара оформляет развод. Поэтому даже тем парам, которые зарегистрировали брак в ЗАГСе, если по каким-то причинам они собираются расторгнуть его, настоятельно рекомендуется обратиться в Бейт-дин, чтобы он рассмотрел их дело и вынес решение: есть ли в соответствии с еврейским Законом необходимость в оформлении разводного письма (гет). С одной стороны, это поможет бывшим супругам избежать возможных проблем с повторным браком, а с другой стороны, убережет от нарушения запретов.

С уважением, раввин Яков Шуб
(Из сайта Толдот.ру)

ЕВРЕЙСКИЕ ПРИТЧИ
КОШЕЛЕК ЗОЛОТА

Однажды раввин Хаим из Цанза стоял у окна и смотрел на улицу. Увидев прохожего, он постучал в окно и сделал ему знак войти в дом. Когда тот вошёл в комнату, раввин Хаим спросил:

— Скажи мне, если ты найдёшь кошелёк золота, вернёшь ли ты его хозяину?

— Раввин, — ответил тот, — если бы я знал, кто хозяин, я бы вернул кошелёк, не колеблясь ни минуты.

— Ты неумен, — сказал раввин из Цанза.

Затем он вернулся к окну, позвал другого прохожего и задал ему тот же вопрос.

— Я не такой дурак, чтобы отдавать кошелёк с деньгами, который я нашёл, — ответил тот.

— Ты злодей, — сказал раввин из Цанза и позвал третьего.

Тот ответил на вопрос так:

— Раввин, откуда мне знать, каким я буду, когда найду кошелёк, и удастся ли мне оградить себя от злой воли? Может быть, она возобладает надо мной, и я присвою себе то, что принадлежит другому. Но, может быть, Бог, Он благословен, поможет мне справиться, и я верну то, что нашёл, законному владельцу!

— Это хорошие слова! — воскликнул раввин — ты истинный мудрец.

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ –
ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ (14.06.13) – 21.19
ИСХОД СУББОТЫ (15.06.13) – 22.55

Благословение на зажигание свечей в Шабат:

«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бэ-мицвотав вэ-цивану легадлик нер шель Шабат!»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s