Home

Недельная глава Шлах Леха.

«КУЗНЕЧИКИ»

Через год после исхода из Египта сыновья Израиля подошли к границе Святой земли, и Моше обратился к народу со словами: «Смотри, положил Б-г Вс-сильный твой перед тобой землю эту. Иди и овладей ею, как сказал тебе Б-г Вс-сильный отцов твоих. Не пугайся и не страшись» (Дварим, 1:21). Но сыновья Израиля перед тем, как выступить на ее завоевание, попросили Моше отправить разведчиков, которые узнают «дорогу, по которой нам следует подниматься, и города, куда мы придем» (Дварим, 1:22). Моше отобрал двенадцать праведных людей, каждый из которых занимал высокое положение в своем колене, и отправил их на разведку.

Но десять из них, увидев сильные народы и укрепленные города, испугались. И только двое, Йегошуа и Калев, поверили в то, что Б-г отдаст сыновьям Израиля эту землю, несмотря на то, что племена, проживающие в ней, представляются непобедимыми. Десять из двенадцати разведчиков, вернувшись в стан, напугали весь народ рассказами о том, что они увидели «землю, пожирающую живущих на ней», что там живут великаны, а стены крепостей достигают небес. И только Калев и Йегошуа пытались успокоить людей. Но их чуть не закидали камнями. За отказ выступить на завоевание земли все сыновья Израиля были наказаны сорока годами блуждания по пустыне.

Один из аргументов, который привели разведчики, убеждая сыновей Израиля отказаться от войны за землю, заключался в следующем: «И все люди, которых мы видели в ней (в земле этой), – люди очень большие. И там мы видели исполинов, детей великанов… И были мы в наших глазах как кузнечики. И так же мы выглядели в их глазах» (Бемидбар, 14:32-33). Грех разведчиков оставил след в душах всех поколений, и до сих пор не удалось уничтожить его последствия.

Для того, чтобы исправить грех разведчиков надо перестать смотреть на себя как на кузнечиков, а почувствовать свою силу. И не надо говорить, что мы в глазах своих недругов похожи на мелких насекомых. Еще со времен расступившегося моря, пропустившего сыновей Израиля и поглотившего египетские колесницы, все наши недруги дрожат перед нами. И в песне, которую произнес народ на берегу моря Суф, говорится: «Задрожали тогда князья Эдома, богатырей Моава охватила дрожь, растаяло сердце всех жителей Кнаана» (Шмот, 15:15). И свидетельствовала жительница земли Кнаан того времени: «Знаю я, что отдал вам Б-г эту землю, ибо напал на нас страх перед вами, и растаяло сердце всех жителей земли перед вами. Ибо слышали мы, что осушил Б-г воды моря Суф перед вами, когда вы вышли из Египта…» (книга Йегошуа).

Кузнечиком видит себя только тот, кто не верит, что с нами Б-г. Можно даже сказать, что по-своему они правы: мы малы, слабы и даже смешны, если не учитывать, что нас ведет Б-жественное Проведение, наполняющее нас силой, дающее нам разум и способность побеждать врагов и преобразовывать землю. И Тора предупредила: «Не говори в сердце твоем: «Сила моя и крепость руки моей дали мне все эти победы». Вспомни Б-га Вс-сильного твоего, Который дает тебе силы побеждать, чтобы утвердить союз Его, поддерживать который он поклялся отцам твоим…» (Дварим, 8:17,18).

Так что мы, действительно, малы и слабы, но призваны помнить, что с нами Б-г, дающий нам силы.

На доводы разведчиков, утверждавших, что нельзя победить великанов и овладеть неприступными крепостями, Йегошуа и Калев сказали: «Земля, которую мы обошли, чтобы разведать ее, хороша очень-очень. Если расположен будет к нам Б-г, то приведет нас в землю эту и отдаст нам землю, которая течет молоком и медом» (Бемидбар, 14:9). На сегодняшний день евреи не только во всем мире, но и в самом Израиле разделились на тех, кто верит в то, что Б-г с нами, и на тех, кто отказывается поверить в это. На тех, кто видят себя кузнечиками и считают, что так же они выглядят в глазах врагов, перед которыми они обязаны заискивать, и на тех, кто уверен в том, что Б-г поможет нам преодолеть все трудности и победить многочисленных противников. «Кузнечики» боятся не только потерпеть поражение – еще больше они боятся, когда сыновья Израиля побеждают, так как любая победа происходит чудом и доказывает, что с нами Б-г, а принять этот факт и признаться в том, что они были изначально неправы, «кузнечикам» не хочется. Ведь тогда придется отвечать за все свои ошибки, за свое неверие, за свое безбожие. Вот «кузнечики» и упорствуют. Они объявляют победы поражением, передают завоеванные земли врагу; изгоняют собственный народ из районов, превращенных самоотверженностью сыновей Израиля, их молитвой и упорным трудом, из пустыни в цветущий край; привозят бандитов в Святую землю и вооружают их, дают им деньги и борются за их права. Когда возникает необходимость выйти на войну, они предпочитают скрыть ту силу, которую дал нам Б-г, не использовать ее, а подставлять своих солдат, как живые мишени под пули врагов. «Кузнечики» также стараются воспитать будущее поколение так, чтобы людям можно было внушить, что они такой же народ, как и все остальные народы, что не Б-г привел их в эту землю, а униженные, обездоленные и преследуемые собрались здесь, найдя убежище от катастрофы. «Кузнечики» стремятся отказаться от изучения Торы и книг пророков в школах, так как эти книги наполняют людей Б-жественным духом, превращая их из насекомых, пугающихся шелеста листа, в гордых борцов за проявление Б-жественного Присутствия во всем мире. «Кузнечиков» поддерживают не только те, кто отказался от традиции отцов. Среди тех, кто молится по утрам, налагает тфилин, соблюдает правила кашрута и законы субботы, также есть немало людей, которые отказываются увидеть свое величие и силу. Это объясняется тем, что борьба за землю Израиля – это испытание, выявляющее истинность веры. Перед этим испытанием Б-г ставит всех, но не все его выдерживают. И значительная часть населения, соблюдающая субботу и другие основные законы Торы, никак не хочет поверить в то, что Б-г с ними, и Он привел их в эту землю, чтобы отдать ее им.  Ради того, чтобы иметь возможность продолжать тот образ жизни, который привычен для галутного еврея, эта часть религиозного населения готова поддерживать «кузнечиков», укрепляющих врага и отдающих ему Святую землю. Они с пренебрежением и насмешкой относятся к тем, кто борется за каждый клочок земли Израиля, рискуя своей жизнью, подвергаясь репрессиям со стороны «кузнечиков». Многие из религиозных пособников «кузнечиков» не готовы признать заслуги тех, кто служит в армии, защищая границы Святости.

Так же и те, кто предан земле Израиля становятся перед испытанием, которое выявляет, насколько крепка их вера в то, что не «сила моя и крепость руки моей дали мне все эти победы». Речь идет о тех случаях, когда «кузнечики» вместо того, чтобы обрушить всю силу армии Израиля на ее врагов, направляют солдат на разрушение поселений. И религиозный солдат становится перед необходимостью ответить самому себе: «Кто я? Кузнечик или человек, несущий в себе Б-жественный Образ и Подобие?» Ведь если ты человек, то не имеешь права исполнять приказ, который противоречит Б-жественной воле и играет на руку тем, кто борется с проявлением Б-жественного Присутствия в мире.

Хотелось бы, чтобы слова Йоава, полководца Давида, одержавшего множество побед над многочисленными врагами стали девизом народа, борющегося за свою землю: «Укрепляйся и укрепимся ради народа нашего и городов Вс-сильного нашего, а Б-г сделает то, что хорошо в Его глазах» (Шмуэль 2, 10:12).

                                                                                                                                                                                                         Рав Зеев Мешков

Вопросы раввину


Что делать со сковородой, в которой жарился лук?

Что делать со сковородой (халави — для молочных продуктов), в которой жарился лук? Лук я перемешал деревянной лопаткой (басари — для мясных продуктов). Этой лопаткой до того несколько минут назад мешали еду в сковороде. Сковорода с тефлоновым покрытием. Тода раба ми-коль лев. Шмуэль.

 

Уважаемый Шмуэль,

Вы задаете интересный и многоплановый вопрос. Поскольку мне не известны все детали, от которых может зависеть ответ, попробую учесть различные возможности.

Для начала приведем общие правила, касающиеся контактов между посудой различных статусов. Мы различаем «суточную» посуду — когда с момента её предыдущего использования не прошло 24 часов, и «не суточную» — когда с момента её последнего использования прошло более 24 часов. Считается, что в «не суточной» посуде остатки пищи, впитавшиеся в стенки, утратили свой вкус и не передают его еде, которую поместили в посуду по прошествии 24 часов.

Ситуация 1. Если на огне варится молочная еда и по ошибке её размешали «суточной» мясной ложкой (или, наоборот, мясную еду размешали «суточной» молочной ложкой), то все зависит от отношения объёма пищи в кастрюле к объёму ложки (а точнее, к той её части, которая погружена в пищу, то, что снаружи — не в счёт):

а. Если объём пищи превышает объём ложки в 60 раз, то пищу и кастрюлю разрешено использовать, а ложку необходимо откашеровать, окунув в кипяток.

б. Если объём пищи не превышает объём ложки в 60 раз, то и еда и посуда запрещены.

Ситуация 2. Если в похожей ситуации ложка была «не суточная», то, даже если объём пищи не превышает объём ложки в 60 раз, всё равно и пищу, и кастрюлю разрешено использовать, а ложку необходимо откашеровать, окунув в кипяток (см. Шульхан Арух 94; 1,3,4).

Вы не написали, какую еду, мясную или молочную, перемешали лопаткой до того, как мешать лук. Однако в любом случае Ваша ситуация осложняется тем, что мясной лопаткой в молочной сковороде помешали лук, который относится к категории דבר חריף (острая еда). Гмара Хулин 111 б говорит, что острая еда, в отличие от обычной, способна активизировать, «освежать» остатки пищи, впитавшиеся в стенки посуды или в нож, которым её резали. И даже если посуда была не суточной, острая пища придает ей статус суточной (см. Шульхан Арух 95; 2 Рамо; Шульхан Арух 96; 1,2,3). К острым продуктам относятся: чеснок, лук, редька, острый перец, хрен, лимон, солёная рыба и, по некоторым мнениям, солёный огурец.

Возвращаясь к Вашему случаю: острый лук «реанимировал» остатки и молока, и мяса, мясная лопатка впитала вкус молока из сковородки, молочная сковорода — частицы мяса из лопатки, лук впитал вкус и молока, и мяса. Поэтому на основании постановления Шульхан Арух 103; 6 все запрещено — и еда, и посуда.

Если лопатка относительно новая, БЕЗ ТРЕЩИН И ЦАРАПИН, ее можно откашеровать, окунув в кипящую воду. Предварительно необходимо тщательно её очистить и не пользоваться ею в течение 24 часов (הגעלה).

Сковорода, в том числе с тефлоновым покрытием, должна пройти ליבון קל — т.е. её нужно тщательно помыть, подождать 24 часа и прокалить на огне до такого состояния, что если поднести к её поверхности бумагу или соломинку, они сгорят.

На практике же представляется маловероятным, что на лопатке совершенно нет царапин. Следовательно, её нужно выбросить. Что касается сковороды, необходимо принять во внимание, что от высокой температуры она может деформироваться и испортиться, и тогда всё равно придется купить новую.

С уважением, рав Давид-Йегуда Вертлиб

 

Есть ли заповедь уважать детей?

Уважаемый раввин,

Мой вопрос, возможно, покажется Вам странным: я мать трёх довольно взрослых детей. К сожалению, между нами есть много ссор. Каждый раз я пытаюсь обратить внимание детей на то, что они обязаны уважать свою маму. Но как-то слышала, что есть также заповедь уважать детей. Я искала, но такой заповеди не нашла. Не ужели есть такая заповедь?

С уважением, Р.

Уважаемая Р.,

Да, родители также обязаны уважать своих детей. Конечно же, в Торе не сказано: «Почитай сына своего», а только (Шмот 20, 12): «Почитай отца и мать своих». Однако несомненно, что по Торе человек обязан уважать своих детей.

Эта обязанность, прежде всего, вытекает из общей обязанности уважать ближнего и бережно относиться к нему. Бережное отношение к любому человеку является основой всего иудаизма. В Талмуде (Шабат 31а) сообщается, что один нееврей попросил у Гилеля обучить его всей Торе, пока тот будет стоять на одной ноге. На что Гилель ответил: «То, что тебе ненавистно, не делай своему ближнему — это основа всей Торы, всё остальное — детали». А в трактате Брахот (28 б) рассказано о том, что когда один из самых великих мудрецов Талмуда, раби Элиэзер, лежал на смертном орде, собрались вокруг него ученики и попросили: «Учитель наш, обучи нас путям, на которых мы удостоимся будущего мира». Первое, что раби Элиэзер посоветовал ученикам, было: «Относитесь к своим товарищам с большим уважением».

Особая обязанность — уважать своих детей или наставников. В трактате Пиркей Авот (4, 15) сказано: «Пусть честь твоего ученика будет тебе так же дорога, как и твоя собственная». А в Авот дэ-раби Натан (4-ая глава) выводят это из слов Моше, который сказал Йегошуа (Шмот 17, 9): «Выбери нам людей». «Выбери мне людей не сказано, — утверждает мидраш. — А сказано выбери нам». Из того, что Моше обратился к ученику как к равному, мы видим, что честь Йегошуа была дорога Моше, как его собственная честь.

Тем более, родителям запрещено обижать или унижать детей. Это считается большим грехом, как говорят мудрецы в трактате Бава Меция (58 б). Рамбам приводит этот запрет в своём знаменитом труде Яд а-Хазака (Законы продажи, 14-ая глава) и говорит о его применении в конкретных ситуациях:

Если это человек, раскаявшийся в своих прошлых делах, нельзя говорить ему: «Вспомни свои прежние поступки». А если это сын геров, нельзя говорить ему: «Вспомни дела своих отцов». Если это гер, который пришёл учить Тору, нельзя сказать ему: «Уста, которые ели падаль и мерзость, будут произносить слова Торы, данной Всевышним?». Если это человек, страдающий болезнями или похоронивший детей, нельзя сказать ему, как говорили друзья Ийову (4; 6,7): «Ведь страх (Б-жий) — надежда твоя, и чистота пути твоего — упование твоё. Вспомни же, кто тот невинный, что погиб, и где справедливые уничтожены были?»

Важно помнить, что заповедь об уважении к родителям не была дана ради соблюдения прав родителей и заботы о них, это забота о самих детях: ведь жалок человек, который не умеет относиться с уважением к тому, кто подарил ему самое главное — саму жизнь.

И если отец или мать хотят помочь своим детям обрести такое важное качество, как уважение к родителям, они должны, прежде всего, сами уважать своих детей. Ведь сказали мудрецы (Пиркей Авот 4, 1): «Кто уважаем? Тот, кто уважает создания [Творца]».

                 С уважением, рав Реувен Куклин                                                             (С сайта Толдот.ру)


 ЕВРЕЙСКИЕ ПРИТЧИ

ЗОЛОТЫЕ МОНЕТЫ И УГОВОР

Жил в местечке человек, который учить Тору. Было у него своё дело, жена помогала ему, и всё шло как по маслу. Но однажды он разорился. Чтобы прокормить любимую жену и детей, он поехал в дальний город и стал учителем в хедере. Учил детей ивриту и Пятикнижию.

В конце года получил он заработанные деньги — сто золотых монет — и хотел послать их любимой жене, но в те времена ещё не было почты. Тот, кто хотел послать деньги из одного города в другой, должен был передать их с кем-нибудь, кто туда ехал, заплатив, конечно, за услугу.

Как раз через тот город, где знаток Торы учил детей, проходил разносчик мелких товаров, и учитель спросил его:

— Куда держите путь?

Разносчик назвал разные города, среди которых оказался и тот, где жила семья учителя. Учитель попросил передать жене сто золотых монет. Разносчик отказался, но учитель стал его уговаривать:

— Господин хороший, моя бедная жена в страшной нужде, не может прокормить детей. Если вы возьмёте на себя труд передать эти деньги, можете дать ей из ста золотых монет, сколько сами захотите.

Жадный разносчик согласился, полагая, что сумеет провести учителя Торы.

— Ладно, — сказал он, — только с условием: напишите жене, что я могу дать ей из этих денег, сколько сам захочу.

У бедного учителя выхода не было, и он написал жене такое письмо:

«Посылаю сто золотых монет с условием, что этот разносчик мелких товаров даст тебе из них сколько сам захочет».

Прибыв в местечко, разносчик позвал жену учителя, вручил ей письмо и сказал:

— Вот письмо от вашего мужа, а вот деньги. По нашему уговору я должен дать вам из них сколько сам захочу. Вот я и даю вам одну монету, а девяносто девять оставлю себе.

Бедная женщина просила сжалиться над ней, но у разносчика было не сердце, а камень. Он оставался глухим к её мольбе и твердил, что муж её согласился на такое условие, поэтому у него, разносчика, есть полное право дать ей столько, сколько он захочет. Так что и одну-то монету он отдаёт по доброй воле.

Жена учителя повела разносчика к главному раввину местечка, который славился своим умом и находчивостью.

Внимательно выслушал раввин обе стороны и стал уговаривать разносчика поступить по законам милосердия и справедливости, но тот и знать ничего не желал. Вдруг раввина осенила мысль.

— Покажи-ка письмо, — сказал он.

Он долго и внимательно читал его, потом сурово посмотрел на разносчика и спросил:

— Сколько из этих денег ты хочешь взять себе?

— Я уже сказал, — ответил жадный разносчик, — девяносто девять монет.

Раввин встал и сердито сказал:

— Раз так, значит, их ты должен отдать, согласно уговору, этой женщине, а себе взять только одну монету.

— Справедливость! Где справедливость? Я требую справедливости! — закричал разносчик.

— Чтобы соблюсти справедливость, нужно выполнить уговор, — сказал раввин. — Тут чёрным по белому написано: «Дорогая жена, разносчик даст тебе из этих денег столько, сколько захочет сам». Сколько ты хочешь? Девяносто девять монет? Вот и отдавай их. И делу — конец!

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ –

ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ (31.05.13) – 21.07

                                                                                        ИСХОД СУББОТЫ (01.06.13) – 22.39

Благословение на зажигание свечей в Шабат:

«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бэ-мицвотав вэ-цивану легадлик нер шель Шабат!»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s