Home

Бней Менаше

Северо-восточная Индия

Две с половиной тысячи лет община Бней Менаше придерживалась еврейской традиции и исполняла заповеди Торы, память о которых  хранила все эти годы. Но в конце 19-го века община подверглась влиянию христианских миссионеров. Они вынудили Бней Менаше изменить своей вере. Первые миссионеры прибыли в районы, где проживали Бней Менаше, после британского захвата Индии.

Превратить мечту в быль

Их деятельность в этих районах продолжалась с конца 19-го века до 1910 года. В отдаленных областях Индии, которые никогда прежде не были подвержены какому-либо христианскому или мусульманскому влиянию, миссионеры с изумлением обнаружили общину, члены которой знакомы с библейскими историями и верят в Единого Б-га — Б-га еврейского колена Менаше.

В молитвах общины «Бней Менаше» испокон веков говорилось о том дне, когда «наш старший брат Йеѓуда найдет нас и возвратит к нашим братьям в Землю Израиля». Миссионеры, узнав об этой молитве, коварно использовали ее в своих целях. Они представились Бней Менаше тем самым далеким «старшим братом», который пришел, чтобы спасти племя и возвратить его к исконной традиции, а также вернуть ему Священную книгу, утраченную им. Бней Менаше поверили и, движимые стремлением возвратиться в лоно народа Израиля, приняли христианство.

Именно еврейские корни и страстное желание возобновить связь с исконной еврейской традицией привели к тому, что они перешли в христианство. И как в другие периоды еврейской истории в других странах (например, в Испании и Португалии в годы инквизиции), так и в этом случае переход в другую религию не заставил членов общины забыть их происхождение и исконную веру.

Когда Бней Менаше обнаружили обман, они захотели вернуться к своим корням. Возвращению к вере отцов способствовал сон. Один из глав общины, господин Чала, поведал членам общины, что у него было пророческое видение, в котором к Бней Менаше был обращен призыв возвратиться к вере отцов. Это событие, которое имело место в 40-х годах двадцатого века, положило начало процессу возвращения Бней Менаше к иудаизму.

Члены общины, которые еще помнили, как их отцы и деды соблюдали обычаи Бней Менаше, оставили христианство и встали на путь духовного поиска и соблюдения заповедей. Важно отметить, что на этом этапе они восстановили ортодоксальную форму соблюдения заповедей иудаизма, которая принята в еврейском народе на протяжении всех поколений, и не вернулись к той синкретической форме, в которой соблюдали заповеди их отцы до появления христианских миссионеров. Сегодня Бней Менаше, живущие в Израиле, соблюдают заповеди иудаизма в их классической форме: молятся три раза в день, накладывают тфилин каждое утро, разделяются на тех, кто принял обычаи сефардов, и тех, кто идет по традиции ашкеназов… В вечернюю субботнюю молитву они вставляют мелодии рава Шломо Карлебаха (как принято во многих общинах Израиля), а на субботней трапезе поют песни Мордехая Бен Давида.


«Мы уже не потерянные»

Все жители районов Мизорам и Манипур, численность которых составляет около полутора миллионов человек, являются биологическими потомками еврейского колена Менаше, но только 7 тысяч человек ведут еврейский образ жизни и мечтают вернуться на землю отцов.

Первые обращения от Бней Менаше к еврейскому государству поступили в 1948 году. В этом году произошло два события, которые способствовали этому: было создано государство Израиль, а Индия получила независимость от Британской империи. В 1974 году главы общины обратились с взволнованным письмом к тогдашней главе израильского правительства — Голде Меир. В этом письме освещалась история общины Бней Менаше и излагалась просьба сделать все возможное, дабы приблизить членов общины к исконной еврейской традиции и возвратить их в лоно еврейского народа и в надел их отцов в Земле Израиля.

Вот выдержки из этого важного исторического документа: «Мы — сыны Израиля, ваши братья по крови, которые оплакивают Сион. Мы тоскуем по Земле Израиля и по паломничеству в Храм. Сегодня мы имеем высокую честь обратиться к Вам с этим письмом… Мы — одно из десяти потерянных колен, которые израильское правительство еще не обнаружило… Мы уверены, что мы уже не потерянные… Мы нашли свои корни, как обещал нам Всевышний».

Но Бней Менаше не получили ответа на свои официальные обращения, и только благодаря деятельности частных лиц и организаций, которые оказывали помощь Бней Менаше, связь с ними была возобновлена. Первым израильским раввином, который посетил Бней Менаше, был рав Элияѓу Авихайль. Он посетил общину в 1981 году (американский раввин Марвин Токарь посетил Бней Менаше еще в 1963 году).

Вопрос алахического статуса Бней Менаше, конечно, должен был рассматриваться величайшими галахическими законодателями нашего поколения, а также главными раввинами Израиля. Так же было в прошлом, как далеком, так и недавнем, когда в каком-нибудь уголке мира обнаруживались затерянные еврейские общины, как например, марраны, Бней Исраэль в Индии, караимы и т.д.

Так было и в данном случае. Организация Шавей Исраэль (которая занимается возвращением общин, утративших связь с еврейским народом, в лоно еврейства) обратилась в главному раввину Израиля, раву Шломо Моше Амару, с просьбой проверить галахический статус Бней Менаше относительно их принадлежности к еврейскому народу. Главный раввин послал комиссию, состоящую из судей Верховного раввинского суда — рава Циона Буарона и рава Амрама Эльхадада — которая вместе с представителями организации Шавей Исраэль (председателем которой является рав Михаэль Фройнд) отправилась в северо-восточную Индию, чтобы исследовать корни происхождения Бней Менаше.

Круг замкнулся

Члены комиссии близко ознакомилась с обычаями Бней Менаше, выслушали свидетельства, предания, которые передаются из поколения в поколение, песни и легенды, а также убедились, что Бней Менаше ведут еврейский традиционный образ жизни. В результате этого исследования главный раввин Израиля рав Шломо Моше Амар признал, что Бней Менаше имеют еврейские корни, но вернуться в лоно еврейского народа они могут только путем полного гиюра.

Главный раввин выразил свою готовность и желание послать в общину Бней Менаше раввинский суд от имени Главного раввината Израиля, чтобы Бней Менаше могли пройти гиюр и вернуться в лоно еврейского народа, при том, что будут выполнены некоторые требования. Одно из этих требований заключалось в том, чтобы построить миквы во всех деревнях, где проживают Бней Менаше, как для нужд гиюра, так и для того, чтобы они могли соблюдать законы чистоты семейной жизни, пока не переедут в Израиль.

Это требование было выполнено. К приезду раввинского суда были выстроены роскошные миквы, которые не посрамили бы и религиозный район Иерусалима (истории строительства этих микв должна быть посвящена отдельная статья, в которой были бы описаны все трудности, которые возникли на пути к этому, и все невероятные чудеса, которые сделали возможным строительство микв посреди джунглей безо всякого предварительного опыта). Кроме того, к приезду суда в общине были усовершенствованы пути преподавания иудаизма.

Приблизительно через год после того, как главный раввин Израиля вынес свое решение, в месяце элул 2006 года, в Мизорам приехали судьи Особого раввинского суда по вопросам гиюра. Я удостоился чести быть одним из этих судей. Судьям был оказан торжественный и радостный прием, как посланникам Всевышнего, которым поручена историческая миссия возвратить потерянных братьев в лоно еврейского народа. Исполнение молитвы Бней Менаше о том, чтобы «старший брат Йеѓуда нашел нас и возвратил нас к нашим братьям и в Землю Израиля» было близко, как никогда раньше.

Раввинский суд начал свою работу на индийской земле. Судьи выслушивали историю каждой семьи, рассказ об их традиции и о стремлении возвратиться в Сион, а также обязательство соблюдать заповеди Торы в полном объеме. После длительного ожидания на протяжении многих поколений двести восемнадцать членов общины были обращены в еврейство. Это было подобно дарованию Торы на горе Синай. После церемонии принятия бремени Торы и заповедей мужчины прошли проверку на наличие брит мила (многие были обрезаны), а потом мужчины, женщины и дети окунулись в микву на глазах трех судей раввинского суда.

Трудно описать тот волнующий и незабываемый миг, когда Бней Менаше вышли из вод миквы и возложили на себя бремя Торы, произнеся молитву Шма Исраэль. В этот миг мы, судьи, вместе с прошедшими гиюр семьями, ощутили, как замкнулся круг. Они ждали этого 2700 лет. Окунание в микву было позади, но празднество не кончилось: теперь нужно было поставить хупу по всем законам религии Моше десяткам пар. В один вечер состоялось одновременно тридцать шесть свадеб, и это был великий праздник.

Факсимиле свитка Торы

На сегодняшний день практически все члены общины Бней Менаше связаны с еврейскими общинами и синагогами. Членом еврейской общины Бней Менаше можно стать только при условии полного отхода от христианства, принятия веры в Единого Б-га и приобщения к исполнению заповедей. Все мужчины еврейской общины Бней Менаше прошли обрезание. Я несколько раз присутствовал на церемонии обрезания Бней Менаше. Она производится по-иному, чем привыкли мы, но включает в себя все элементы, необходимые по галахе.

Каждая община Бней Менаше концентрируется вокруг синагоги. Синагога служит центром общинной жизни в каждой деревне. Во всех деревнях, в которых проживают члены общины, существует в общей сложности свыше сорока синагог. Синагоги, как правило, скромные, они построены из камня, дерева, бамбука или глины, в соответствии с возможностями каждой общины. Но их внутреннее убранство, а также воодушевление, с каким члены общины участвуют в молитвах, свидетельствуют о том значении, которое они придают синагоге.
Трудно описать, как это удивительно — ехать по извилистой дороге, проложенной в джунглях, среди гор и лесов, из деревни в деревню, и обнаруживать все новые и новые синагоги, каждая — в своем особом стиле…

Как правило, в будни в синагогах не проводятся молитвы — ведь рабочий день земледельца начинается очень рано. Но по субботам там можно услышать настоящую еврейскую молитву, на иврите, с мелодиями, которые знакомы каждому, кто посещает синагоги в Израиле и во всем мире. Бней Менаше молятся громко, взволнованно, много поют во время молитвы. В моих поездках в Индию меня сопровождали раввины и судьи раввинского суда. Они не могли поверить своим глазам: все посетители синагоги умеют молиться и разбираются во всех тонкостях молитвы. Для некоторых молитв Бней Менаше сочинили свои собственные мелодии. Молитву Шма Исраэль они поют так проникновенно, как мне прежде не доводилось слышать ни в одной из многочисленных общин всего мира, в которых я бывал. Эта мелодия задевает самые сокровенные струны сердца и трогает до слез.

Немало мужчин и женщин умеют читать на иврите, благодаря обучению в образовательных центрах организации Шавей Исраэль. В некоторых общинах молятся по ашкеназскому обычаю, в других — по сефардскому. Большинство свитков Торы, которые содержатся в ковчегах синагог, представляют собой не настоящие свитки, а их факсимиле, но Бней Менаше относятся к этим свиткам с величайшим уважением и в Шабат устраивают торжественную церемонию извлечения свитка из ковчега и возвращения его в ковчег.

В большинстве синагог после извлечения свитка Торы из ковчега его кладут на возвышение, открывают на недельной главе, а сверху кладут Пятикнижие на языке мизу или куки. Один из членов общины читает недельную главу на местном наречии, а габай вызывает семерых молящихся «взойти к Торе» и произнести благословения. Каждый из этих семерых удостаивается и молитвы Ми ше-берах. И молодые, и пожилые члены общины умеют быть канторами, а многие молодые научились недавно читать Тору с таамим  (знаками кантеляции) по всем правилам.

Возвращение в Сион

Примерно через год после прохождения гиюра двести восемнадцать членов общины Бней Менаше были привезены в Израиль совместными усилиями израильского правительства и «Сохнута». Субботу, предшествующую их алие, я провел вместе с ними в Бомбее. Я удостоился прилететь вместе с ними в Израиль на первом в истории самолете из Индии, который привез олим. Это тоже может послужить темой для отдельного рассказа…

Гиюр, который Бней Менаше прошли в Индии, позволил им приехать в Израиль как новым репатриантам, в соответствии с Законом о возвращении. Следует отметить, что ранее, в последние два десятилетия, еще до принятия общего решения о проведении сынам Менаше процедуры гиюра, в Израиль приехали несколько небольших групп Бней Менаше, которым были выданы особые визы израильского МВД для гиюра и получения гражданства. Главный раввинат и Особый раввинский суд для гиюра также поддерживали их прибытие и организовали прохождение ими гиюра после прибытия в Израиль.

За последние годы в Израиль прибыло около 1500 мужчин и женщин из Бней Менаше. Они проживают в религиозных поселениях (Бейт-Эль, Офра, Кирьят-Арба). Несколько десятков семей были изгнаны из района Гуш-Катиф вместе с остальными поселенцами. Они принимают активное участие во всех областях израильской жизни: в образовании, работе, армии.
Бней Менаше и в Израиле продолжают следовать путем соблюдения Торы и заповедей. Многие из них учатся в йешивах. Некоторые из членов общины даже получили диплом раввина, и еще несколько десятков учатся в йешивах с целью получить такой диплом.

Около 7 тыс. Бней Менаше проживают пока еще в северо-восточной Индии и ожидают разрешения на приезд в Израиль. Несколько недель назад в Израиль приехали еще двести тридцать человек, при содействии организации Шавей Исраэль.

В последние годы в Манипуре и Мизораме были созданы общинные центры Шавей Исраэль, цель которых — помочь общинам организовать еврейскую общинную жизнь и подготовить их к гиюру и алие. В этих центрах работают посланники, раввины и учителя — представители общины Бней Менаше, которые прибыли из Израиля. Все они обучались в Израиле в йешивах. Работают там и другие раввины, которые хотят обучать Бней Менаше. В центрах проводятся ежедневные занятия по иудаизму и ивриту, а также общественные мероприятия.
В общинных центрах действуют детские сады, проводятся уроки Торы для молодежи и взрослых, субботние молитвы и встречи. В рамках деятельности центров члены общины Бней Менаше проходят подготовку к жизни в Израиле. Помимо деятельности центров, посланники также посещают самые отдаленные деревни, чтобы донести голос Торы и до жителей тех деревень, в которых нет общинного центра.

С галахической точки зрения Бней Менаше имеют особый статус. В течение поколений Бней Менаше смешались с народами, среди которых жили, и поэтому, несмотря на традицию, сохранившуюся у них, они обязаны пройти полный гиюр, состоящий из трех элементов: обрезание, окунание в микву и принятие заповедей.

В Талмуде (трактат Йевамот, 16б) приводится мнение Шмуэля, что «они [десять колен] превратились в совершенных неевреев» — то есть наши мудрецы, благословенна их память, объявили десять потерянных колен совершенными неевреями. Это означает, что в отношении них не возникает вопрос, соответствуют ли их браки требованиям галахи, а значит, в их среде нет опасности появления «незаконнорожденных» детей (мамзеров). И разумеется, им необходимо пройти гиюр, чтобы вернуться в лоно еврейского народа. Признание их биологическими и духовными потомками колена Менаше обязывает нас помогать им всеми возможными способами вновь стать полноценной частью еврейского народа. Бней Менаше стремятся осуществить свою мечту и возвратиться в еврейский народ и Землю Израиля, свою историческую родину. Хотя их жизнь в северо-восточной Индии хорошо обустроена, и у них достаточно высокий уровень жизни, они хотят оставить насиженное место и переехать в Израиль, чтобы снова стать частью еврейского народа.

В письме, направленному прошлому главе правительства Ариэлю Шарону в 2003 году, они писали: «Мы, члены общины Бней Менаше, живущие в северо-восточной Индии, призываем Вас помочь нам осуществить нашу мечту и пройти гиюр в Земле Обетованной. На протяжение многих поколений наши отцы мечтали о Святой земле, и мы стремимся превратить мечту в быль и жить в Земле Израиля, которую Всевышний, благословен Он, обещал праотцам нашим Аврааму, Ицхаку и Яакову…»

Мы надеемся, что по отношению к колену Менаше исполнится пророчество: «…чтобы не был отторгнут от Него отверженный» (Шмуэль 2, 14:14) и «…возвратятся сыны в пределы свои» (Йермияѓу, 31:16), и они удостоятся в скором времени возвратиться в лоно своего народа и на свою родину и будут петь на Святой земле свой гимн:

Мы были потеряны тысячи лет назад,
Наш брат Йеѓуда нашел нас.
Бог, Всевышний, что на небесах,
Мы будем и дальше петь
Тебе благодарственную песнь.
Все знают о нас, Отец,
Знают о нас, Бней Менаше.
Нас нашли вновь,
Мы пропели нашу песнь, и нас нашли.
Отец наш, Всевышний, Ты — наш спаситель,
Только Ты, и больше никто.
В земле, текущей молоком и медом,
Вновь выпала душистая манна.
Я взлечу, как голубь,
И вкушу от древа жизни.

(
Свободный перевод с языка куки, на котором говорят Бней Менаше)

Перевела и подготовила к печати Хана Ар-Шалом

One thought on “«Сыны Менаше» — путь домой

  1. «Это требование было выполнено. К приезду раввинского суда были выстроены роскошные миквы, которые не посрамили бы и религиозный район Иерусалима (истории строительства этих микв должна быть посвящена отдельная статья, в которой были бы описаны все трудности, которые возникли на пути к этому, и все невероятные чудеса, которые сделали возможным строительство микв посреди джунглей безо всякого предварительного опыта).»
    Честь и слава!Тут в некоторых районах на юге Иерусалима нет мужских микв(спонсоры ау), а тут в джунглях построили…молодцы, нет слов.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s