Home

13.08.2007

Владимир ГальперSAM_0644ин.

                                                                                                            Из Америки с любовью

В 1765 году допрошенные в Воронежской Консистории дворцовые крестьяне единоверцы следующим образом описали свое “суеверие”, возникшее тремя годами ранее в селах Мечетки, Гвазда, Пузево Бобровского и Павловских уездов.

«…Образам святым не поклоняться — они суть идолы;

в церковь Божию не ходить, не исповедоваться;

свиного мяса не есть, субботу почитать, а воскресенье

не почитать за тем, что установлено оно по новой

благодати; крестов на себе не носить»

Судя по всему, стал этот документ первым свидетельством возрождения на Руси старинной секты “жидовствующих”.

Большинство исследователей феномена “жидовствующих” сходится во мнении, что формируя свое религиозное мировоззрение, отождествляли они себя не с этническим еврейством, а с часто упоминаемыми в Ветхом Завете “пришельцами” (герами), которые на ряду с исконными иудеями “перед Богом равны”. В некоторых субботнических общинах принято было считать себя потерянными коленами — «… отправились в дальнюю страну… чтобы там соблюдать законы свои” (Эзра 13:41-42). В большинстве же случаев субботники просто-напросто самоиндифицировались с “Израилем” — тем самым библейским Израилем, что в обмен на добровольное принятие Закона в глазах Б-га стал “избранным”. Проживая в физическом удалении от изолированных в черте оседлости «настоящих евреев», субботники имели о них крайне поверхностные сведения. В теологических спорах с односельчанами сектанты отзывались о евреях неоднозначно, то порою именуя их «наставниками», то напротив, изо всех сил отмежёвывались от “еретиков”, критикуя их за “талмудический отход от строгого, но справедливого Моисеева закона”.

Пройдет еще очень много лет до той поры, когда значительная часть иудействующих формально перейдет в ортодоксальный иудаизм, связав свою судьбу с еврейством. В синодском же указе от 1825 года говорилось, что «…существо секты не представляет полного тождества с еврейской верой”. Кто знает, может быть, именно в поисках этого «тождества» со второй половины девятнадцатого века наблюдается стремление субботников “перенимать учение” непосредственно у евреев. Вот тогда-то и появляется особое распоряжение МВД — отказывать сектантам в паспортах, дабы не ехали они к евреям за наукой, что же касается «учителей», то они из своей черты оседлости и подавно не высунутся. Так что как бы ни соблазнительно было черносотенским теоретикам порассуждать о «еврейском миссионерстве в среде православных славян», чушь все это и выдумки, потому что до самой революции контакты субботников с евреями носили исключительно случайный характер и ни в коем случае иудейским духовенством не санкционировались. Чего не скажешь о духовенстве караимском (караимы — крымский народ, исповедующий караимскую версию иудаизма). Так, журнал «Караимская жизнь» в 1911 году писал: “За последнее время официальным кругам караимства приходится сталкиваться с вопросом о так называемых “русских караимах”- субботниках… Неоднократно они делали попытки к воссоединению с караимами, однако этому энергично протестовали представители господствующей церкви. Да и сами караимы, по вполне понятным причинам, уклоняются от официального общения с сектантами». Далее в журнале сообщалось, что «гахам С.М. Панпулов, находясь в Петербурге, зондировал почву в официальных кругах и если центральная власть разрешит субботникам присоединиться к караимам, то духовное управление во главе с «хахамом» ничего против этого иметь не будет”. Центральная власть не разрешила. Не разрешила, хотя многие субботнические общины (в особенности Кавказа) тяготели именно к “бесталмудному” караимскому иудаизму, по аналогии с Новым Заветом в талмуде усматривая отступническую от Торы, “новую”, стало быть, “благодать”. Любопытный факт, в Царицыне, в типографии Е.Н.Федорова в 1892 году вышел русский перевод караимского молитвенника, специально подготовленный для субботников «хахамом» А.С. Ферковичем. Вышел без особых сложностей и волокиты. А вот другой факт: некий М.А.Свиридов — субботник из Бакинской губернии — направил в Вильно в типографию «Вдовы и братьев Ромм» рукопись еврейского календаря. Календарь должен был быть отпечатан по-еврейски и по церковнославянски. Однако МВД этот проект решительно прикрыло, направив в Главное управление по делам печати заключение «о запрещении печатанья в целях предупреждения распространения названного календаря в среде русских сектантов, кои известны под именем “жидовствующие”.

По иронии судьбы, рассвет субботничества приходится на первые десятилетия Советской власти. Молодая да резвая Республика Советов со всею своей атеистической прытью кинулась грабить богатую официальную церковь, и за столетия гонений научившиеся «не высовываться» жидовствующие сумели избежать прямой атаки. К тому же, общины иудействующих, издавна привыкшие (особенно в изгнании) держаться друг за дружку, охотнее прочих объединялись в колхозы, а уж по каким дням у них там выходной был, губернских комиссаров не особенно волновало. Примечательно, что сорванные индустриализацией с родных хуторов субботники, переселяясь в города, от веры своей не отказывались, становясь прихожанами тамошних синагог. В Сталинграде же, к слову сказать, русские Геры — выходцы из окрестных деревень, составляли подавляющее число верующих иудеев. В упоминавшемся выше поселке Зима (Иркутская область), эвакуированные во время войны евреи с удивлением обнаружили вполне ортодоксальную субботническую синагогу с миквой, кошерную бойню и умелого гера-моэля, на обрезание к которому возили мальчиков чуть ли не со всей Сибири. Между прочим, миньян стариков-геров просуществовал в Зиме аж до середины семидесятых годов. Однако рассказ о субботниках в СССР был бы неполным без упоминания иудействующих Воронежской области. В этом “родовом гнезде” и “эпицентре” возникшего в восемнадцатом веке “нового жидовствования» в 1920 году субботники проживали в 27(!) деревнях. В 1921 году сектанты деревень Озерки, Клеповка, Гвазда и Верхняя Тишинка объединились на старых помещичьих землях в два крупных селения — село Ильинка и поселок Высокое. К концу двадцатых годов подавляющее большинство населения Ильинки и значительная часть жителей Высокого полностью перешли в ортодоксальный иудаизм, но и пренебрежение обрядом гиюра односельчане-субботники никем, кроме евреев, считать себя отказывались, решительно настаивая именно на этой записи в метриках, пасторах и прочих актах гражданского состояния. В двадцатых годах в Ильинке учрежден был колхоз с забавным названием «Еврейский крестьянин», выходным днем в котором, естественно, была суббота. В 1926 году в тех краях появляется и с 1929 года постоянно проживает любавический раввин Залман Либерман. Кроме подготовки желающих к прохождению гиюра и прочих раввинских обязанностей, рав Либерман организовал в глухом воронежском селе артель по производству талитов (молитвенных накидок), которые сбывались в Москву и Ленинград, а кошерное мясо из ильинской бойни отправлялось в Воронеж. В 1937-м Либермана, естественно, расстреляли, ильинскую синагогу закрыли, изъяв все четыре хранившихся в ней свитка Торы. Лишь в 1962 году два из них вернутся во вновь отстроенную сельскую(!?) синагогу.

Тем временем, человек полетел в космос, идиш стал “ископаемым” языком и сотни тысяч советских евреев делали все возможное, чтобы стереть с себя «проклятие пятой графы”. По данным Института этнографии АН СССР, в 1963 году в Ильинке и Высоком из 247 мальчиков дошкольного возраста лишь 15 не были обрезаны. Более того, областная газета в 1965 году с прискорбием сообщила, что в Йом-Кипур в указанных населенных пунктах на работу никто не вышел.

Большинство ильинских геров в 1973-1991 гг. репатриировалось в Израиль, в паспортах-то у них еще с тридцатых годов значилось — “еврей”. Но и там, на Земле Обетованной, набросилось на горемычных субботников издревле их в покое не оставляющее МВД (на этот раз уже израильское). Проговорились кому не следует ильинские бабушки, что дескать еврейки они не по крови и не по рождению, а по духу и по многострадальной вере своей, потому, мол, и метились в Совдепии пресловутою «пятой графой». А так как официальных справок о формальном прохождении гиюра у субботников отродясь не водилось, то нависла над ними нешуточная угроза лишения израильского гражданства с последующей депортацией. Лишь к 2004 году разрешился наконец-то сей «некошерный» вопрос в пользу этих и других русских иудействующих, и потянулись тонкой струйкой к обосновавшимся в Галилее землякам геры-единоверцы из медвежьих углов Сибири и позабытых Богом селений Кавказа.

Нарушая и без того путаную хронологию повествования, под самый конец очерка мне бы хотелось рассказать короткую историю, судя по всему, далеко не уникальную. Приключилась она с дедушкой моей жены, и именно эта сохранившаяся в семье история много лет тому назад увлекла меня малоизученной темой представленного на ваш суд “исследования”. Попав в немецкий плен, с виду достаточно славянский, но, как водится, вполне обрезанный еврейский парень, по совету бывалого товарища, взял да и выдал себя гестаповцам за «молоканина-субботника». От того и выжил Илюша Окунь в трехлетнем плену. Субботников по счастью (точно так же, как и крымских караимов) “пунктуальные” нацисты, несмотря на веру, евреями не считали, благодаря чему не часто, но все таки спасались порою “не типичные” семиты, представляясь “жидовствующими” славянами…

И еще, это уже то, что касается нашего с вами теперешнего континента. В марте 1971 года в Лос-Анджелесе ввиду малочисленности своей прекратила свое существование русская субботническая община, перебравшаяся в Америку во второй половине девятнадцатого века. Старики Morris Hapkoff, Harry Shubin, Pаul Zolnekoff передали своим землякам — лос-анджелесским молоканам — оставшиеся на банковском счету закрывшегося молельного дома 800 долларов с нижайшею просьбой — доглядеть за увенчанными шестиконечными звездами могилками родных на крошечном субботническом погосте, что на Whittier Boulevard.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s