Home

Приветствие редактора.

Шалом, уважаемые жители Высокого и другие наши читатели! Мы хотим поздравить Тамару Собылеву и Морию Коробову с удачным прохождением экзамена в московском раввинском суде и получении официального свидетельства о их присоединении к народу Израиля! Мазаль Тов! В добрый час!

  • В эти дни идет работа по организации в нашем поселке синагоги и Дома Учения. Желающие помочь в этом Б-гоугодном деле могут обращаться к нашим активистам.
  • Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на мой адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
  • Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.
  • Имеются на продажу электрические свечи для поминовения душ усопших.

С наилучшими пожеланиями, редактор газеты «На Высоком» раввин Соломон Исаевич Аврасин.

Недельная глава Насо

ЖЕРТВУЯ СВОИМ ИМЕНЕМ…

Тора всегда исходит из того, что человек создан по Образу и Подобию, а, следовательно, обладает бесконечным потенциалом, позволяющим ему возвыситься духовно. И в этом его предназначение. И если Фрейд низводит отношения, складывающиеся между мужчиной и женщиной, к непреодолимому животному инстинкту, который влияет на сознание человека и даже формирует его, то Тора утверждает, что через любовь между мужем и женой раскрывается имя Всевышнего. И более того – высокие отношения между супругами уходят своими корнями в те сферы, где само имя Б-га, ради познания которого сотворен мир, отступает на задний план и из цели творения превращается в средство, служащее для возрождения любви. Имя Б-га, которое нельзя уничтожать (даже если оно написано случайно), стирается ради сохранения семейного очага. Речь идет о законе, применяемом в том случае, когда жена (уединившись с каким-то мужчиной, хотя, быть может, и, не имея дурных намерений и не преступив порог дозволенного) дала мужу повод для ревности. Муж, заподозривший жену в неверности, должен был привести ее в Храм к священнику — коэну, который брал с нее клятву, что она никогда не изменяла своему супругу. При этом коэн давал ей выпить воду, в которой была растворена часть свитка Торы, описывающая этот закон, и немного земли, взятой из того места, где стоял Мишкан. Если клятва была ложной, то женщина погибала. Вместе с ней погибал и тот, с кем она прелюбодействовала, даже если он находился совсем в другом месте. Если же клятва была истинной, то женщина получала благословение и у нее рождался сын. Но остается непонятным, почему мужчина должен выяснять истину и прибегать к таким средствам для ее выяснения. Ведь Тора наделила его правом развестись с женой, написав разводное письмо и передав ей. И хотя развод считается крайне нежелательным действием и говорят, что даже жертвенник в Йерушалаиме плачет, когда супруги расстаются друг с другом, в данном случае у мужа есть веская причина, чтобы отослать жену – ее нескромное поведение. Также непонятно, почему жена должна идти на такую унизительную процедуру – ведь по закону она может отказаться, и тогда у ее супруга не останется другого выбора, кроме как написать ей разводное письмо. И у нее есть причина расстаться с ним – разве не оскорбительны его подозрения? Однако ни он, ни она не готовы расстаться. И причина одна: они любят друг друга и стремятся к тому, чтобы их отношения были предельно искренними. Но кто теперь поможет восстановить их, если в сердце мужа закралось подозрение (он и сам, может быть, не рад ему, но мысль о неверности жены не дает покоя)? Только Всевышний, видящий все и знающий все, может успокоить его сознание. И вот оба они идут в Храм. И та любовь, которую Фрейд пытался представить как животный инстинкт, раскрывается как чувство, возникающее из-за того, что Всевышний сотворил мужчину и женщину, как единое целое. И, разделив их, соединил заново Своим именем: буквы «йод» и «hэй», составляющие одно из имен Всевышнего, входят в слова иш («муж») и иша («жена»). Если из слова иш извлечь букву «йод», а из иша – «hэй», то оба слова превратятся в слово эш («огонь»). Буквы «йод» и «hэй» не позволяют отношениям между мужчиной и женщиной превратится во всепожирающий огонь, который вспыхнет и погаснет, а возвышают их до небес и делают вечными. Стереть имя Б-га с пергамента, чтобы убедиться, что оно по-прежнему связывает мужа и жену и, если даже оно исчезнет повсюду, то мир будет продолжать существовать, потому что оно хранится в их душах! В Святая Святых — свиток Торы, в которой с помощью слов и имен выражено все, что было, есть и будет. Вместе со скрижалями он хранится в Ковчеге Завета. Тора раскрывается, прежде всего, как любовь, и поэтому на крышке ковчега — два одинаковых, выбитых из цельного куска золота, ангела, которые смотрят друг на друга, и лишь неуловимые оттенки позволяют догадаться, что у одного из них — мужское, а у другого — женское лицо. И закон о том, что имя Всевышнего растирается вместе с пергаментом ради сохранения любви, заставляет задуматься: что важнее? Истина или любовь? Ответ очевиден: любовь, потому что без любви истина не нужна никому. Не следует думать, что требование быть верным Тора предъявляет только к женщине. Если мужчина изменял своей жене, то воды не действуют на женщину, даже если она изменила мужу. Небеса не наказывают ее, если муж не любил ее и был готов променять на другую! Во втором веке до новой эры, когда из-за сближения с эллинизмом в еврейском народе распространились такие несвойственные для него ранее явления, как супружеские измены, было отменено применение воды с растворенным именем Всевышнего. Были часты случаи, когда мужчины, изменявшие своим женам, приводили их в Храм, и проверка не срабатывала. Чтобы не происходило осквернение имени Всевышнего, прекратили производить саму процедуру проверки. Ревность и любовь… Рабби Ишмаэль говорил, что нет такой заповеди – «ревновать», а рабби Акива утверждал, что ревновать – заповедь. Чья любовь была сильнее? Говорят, что не было любви сильнее, чем любовь рабби Акивы к его жене Рахель.

                                                                                                                                                         Рав Зеев Мешков

Вопросы раввину


С чем связана продолжительность перерыва между мясным и молочным?

Подскажите, с чем связана продолжительность перерыва между мясной едой и молочной? Я знаю, что в некоторых общинах ждут 3 часа вместо пяти с половиной, а в Нидерландах, вроде как, есть те, кто ждет всего 2 часа. Что говорит Галаха и Талмуд по этому поводу? Давид.

 

Уважаемый Давид,

В Талмуде (трактат Хулин 105а) сказано, что молочное запрещено есть во время той же трапезы, когда ели мясные блюда. Только в следующей трапезе можно есть молочное.

У ришоним (ранних комментаторов) есть спор, по какой именно причине запрещено есть молочное после мясного. Раши (начальные слова комментария: асур лээхоль гвина) полагает: это связано с тем, что у мяса есть особое свойство — его жир «прилипает к полости рта и, таким образом, вкус мяса остаётся во рту на долгое время». Когда человек ест молочное, в то время как у него во рту сохраняется вкус мяса, создаётся впечатление, будто он ест мясо и молоко вместе (Гэтэр вэ-Исур 40, 10). Рамбам же (Маахалот Асурот 9, 28) считает, что причина запрета следующая: кусочки мяса часто застревают между зубами и остаются там даже поле полоскания рта или чистки зубов. Однако по прошествии определённого периода времени мясо считается переваренным, т.е. уже не считается мясом, см. БаХ (Йорэ Дэа 89) и ТаЗ (там же, симан катан 1).

Согласно этим объяснениям, чтобы есть молочное после мяса, необходимо ждать до другой трапезы, даже если человек только жевал мясо, а после этого его выплюнул (например, разжёвывал его для младенца), или пил мясной бульон. И даже тот, кто проглотил кусочек мяса, не жуя, должен ждать до другой трапезы (Бадэй Шулхан 89, 17).

Существует также спор ришоним, что имеет в виду Талмуд, говоря, что в другой трапезе уже можно есть молочное.

Мнение Рамбама (там же): упоминая «другую трапезу», Талмуд не имеет в виду саму трапезу, а лишь обозначает количество времени, которое следует пропустить до употребления молочной пищи. Поскольку во времена Талмуда трапезы устраивались дважды в день (утром и вечером), по мнению Рамбама, перед употреблением молочных продуктов следует подождать, по крайней мере, шесть часов.

Мнение же Тосфот (начальные слова комментария: ли-сэудэта ахарина), что Талмуд употребляет это выражение в прямом смысле. Поэтому, по мнению Тосфот, после того как человек закончит мясную трапезу, произнесёт после неё благословение, почистит зубы и прополощет рот, ему можно есть молочные продукты.

Шулхан Арух (Йорэ Дэа 89, 1), основываясь на мнении Рамбама, пишет, что между мясной и молочной трапезами следует пропустить шесть часов (после этого можно есть молочные продукты, даже не чистя зубы и не полоща рот). Однако Рама пишет, что в его время в той местности, где он жил, обычай был — полагаться на мнение Тосфот, см. выше. Но, всё же, принято было ждать примерно час после окончания мясной трапезы. И таков обычай в наши дни в некоторых общинах Голландии. А в некоторых других общинах Европы принято ждать 3 часа.

Рав Штернбух (Орхот а-Байт 7, 14) пишет, что богобоязненному еврею следует ждать после мясной трапезы шесть часов, даже если он живёт в таком месте, где принято ждать час или три часа.

С уважением, рав Реувен Куклин

Можно ли делать гимнастику в субботу?

Можно ли делать обычную утреннюю гимнастику в Субботу? С уваж., Изабелла.

 

Уважаемая Изабелла, большое спасибо за Ваш вопрос. К сожалению, на него невозможно ответить однозначно, поскольку это зависит от того, какого рода упражнения выполняются и с какой целью, см. ниже.

Сначала небольшое вступление. В Мишне Шабат (147а) сказано, что физические нагрузки в субботу запрещены. Мнения ришоним (ранних комментаторов), о каких именно физических нагрузках идет речь, разделились. Раши объясняет, что речь идет о растирании тела с силой, что само по себе является будничным занятием и запрещено мудрецами. Рамбам (21:28) в свою очередь считает, что запрещены физические упражнения, разогревающие тело, в результате чего выделяется пот; это несет в себе лечебный эффект. Следовательно, по мнению Рамбама, на эти действия распространяется общий запрет мудрецов принимать лекарства в субботу.

Шулхан Арух (328:42) приводит мнение Рамбама. Мишна Брура (328:130) объясняет: причина запрета следующая — иногда для того, чтобы больной пропотел, ему дают специальные лекарства. Поэтому мудрецы запретили применять любые методы, приводящие к выделению пота, в частности, физические упражнения.

Теперь обратимся непосредственно к Вашему вопросу. Если утренняя зарядка больше напоминает спортивную тренировку и включает физические упражнения, которые дают нагрузку различным видам мышц, например, отжимания, приседания, а там более упражнения с различными спортивными принадлежностями (гантели, эспандер и т.п.), то она в субботу будет запрещена. Во-первых, поскольку эти действия подобны тем упражнениям, о которых говорил Рамбам, и которые выполнялись для оздоровления, хотя в данном случае они выполняются не для того, чтобы добиться выделения пота. Во-вторых, подобные упражнения являются будничным занятием (Маген Авраам 328:48, Мишна Брура 328:136, респонсы Циц Элиэзер 6:4).

Однако если речь идет о легких физических упражнениях, которые выполняются с целью «расправить» суставы и пробудиться ото сна, например, вращение головой, туловищем, руками и т.п., с ними указанных проблем не существует и их можно выполнять в субботу (Шмират Шабат кэ-Гилхата 14:38, респонсы Циц Элиэзер 6:4). Кроме того, в большинстве случаев человек получает от таких упражнений удовольствие, и это является еще одной причиной разрешить их выполнение в субботу, подобно тому, как детям разрешается бегать и прыгать в субботу, поскольку это доставляет им удовольствие (Шулхан Арух 301:5, Шмират Шабат кэ-Гилхата, от имени Рава Шломо-Залмана Ойербаха зацаль 16, прим.99).

                        С уважением, рав Яков Шуб

 

ЕВРЕЙСКИЕ ПРИТЧИ

ДЕТИ И МУДРЕЦ

Рабби Йегошуа бен Ханания рассказывал:

Однажды мне пришлось проходить полем. Заметив тропинку, проложенную через ниву, я направился по ней.

Увидела это маленькая девочка и сказала:

— Учитель, разве для того существует нива, чтобы ходить по ней?

— Но ведь тут протоптана тропинка?

— Да, тропинку, — отвечает малютка, — такие же, как и ты, разорители протоптали.

Другой раз встречаю одного мальчика на перекрёстке двух дорог.

— Дитя моё, — спрашиваю, — не можешь ли мне указать, которою из двух этих дорог направиться мне в город?

Мальчик отвечает так:

— Вот эта самая длинная и самая короткая, а та самая близкая и самая далёкая.

Пошёл я по второй дороге. Вскоре приближаюсь к городу, но сады и огороды преграждают мне путь, и я вынужден вернуться назад к перекрёстку.

— Дитя моё, — говорю я мальчику, — не говорил ли ты мне, что этот путь самый близкий?

— А не прибавил ли я: «и самый далёкий»?

В третий раз был со мною такой случай. Подъезжая к одному селению, я увидел девочку-подростка, черпающую воду из ручья.

— Дай мне напиться, — попросил я.

— Пей и ты, и осёл твой, — ответила девочка.

Напившись, я сказал:

— Благодарю тебя, дочь моя, ты поступила со мною подобно Ревекке (напоила меня и моего осла).

— Да, — ответила девочка с лукавой улыбкой, — я-то с тобой поступила подобно Ревекке, а ты, вот, не поступил со мною подобно Элиезеру… (т.е. не наградил; Берейшит 24:15-22)

— Никогда, — говорил по этому поводу р. Йегошуа, — я не чувствовал себя настолько смущённым, как перед этими тремя детьми.

БЛАГОСЛОВЕН СУДЬЯ ПРАВЕДНЫЙ!

Наша редакция выражает соболезнования всем родным и близким в связи с кончиной

Кончаковой Марии Иосифовны,

душа которой оставила этот мир  20-ого Ийяра (30.04.13),

Да будет ее душа включена Вс-вышним в Узел Жизни!

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ –

ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ (17.05.13) – 20.48

                                                                                         ИСХОД СУББОТЫ (18.05.13) – 22.14

Благословение на зажигание свечей в Шабат:

«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бэ-мицвотав вэ-цивану легадлик нер шель Шабат!»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s