Home

בס»ד

 рав Шломо Зелиг Аврасин

מגילת רות - אלימלך ומשפלתו עוזבים את בית לחם (По материалам уроков рава Яакова Мейдана, главы йешивы «Гар Эцион»)

 

АНАЛИЗ СВИТКА РУТ – ЗА ЧТО БЫЛ НАКАЗАН ЭЛИМЕЛЕХ?

Свиток Рут открывается жизнеописанием одного человека по имени Элимелех, чье наказание, в отличие от самого проступка, описано довольно детально: его собственная смерть, смерть его сыновей, не оставивших потомства, и три вдовы – свекровь и две ее невестки – лишенные возможности восстановить имя умерших мужей путем «ибума» — левиратного брака. Подобная ситуация является, согласно еврейской традиции, одной из разновидностей «карэта» – отсечения души от корня жизни, и считается одним из самых суровых наказаний. Но простое понимание текста свитка не дает ответа на вопрос, за что же был наказан Элимелех и его сыновья.

Единственное обстоятельство, которое упоминается в мегиле, это тот факт, что Элимелех покинул землю Израиля в голодный год. Но, не смотря на то, что о его грехе не говорится прямым текстом, мы можем попытаться определить его путем анализа политэкономических обстоятельств, сопутствующих описываемым событиям, а также историческим параллелям между нашей историей и другими историями из ТаНаХа.

Уход из земли Израиля.

В конце свитка Рут выясняется, что привязанность Рут к своей свекрови Наоми в конечном итоге порождает связь между коленом Йегуда, а в особенности царским домом Давида, с  Моавом и его правителями. И если вглядеться, то можно увидеть, что история Лота, родоначальника Моава, похожа на историю Элимелеха. В голодный год, когда пастбища земли Израиля были не в состоянии прокормить одновременно многочисленные стада Авраама и его племянника Лота, последний предпочел уйти из святой земли, и обосновался в Сдоме, который располагался, скорее всего, к востоку от реки Ярден (Берейшит, 13:7-13):

«И ПРОИЗОШЕЛ СПОР МЕЖДУ ПАСТУХАМИ СТАД АВРАМА И ПАСТУХАМИ СТАД ЛОТА; А В ТОЙ СТРАНЕ ОБИТАЛИ ТОГДА КНААНЕИ И ПРИЗЕИ. И СКАЗАЛ АВРАМ ЛОТУ: «ПУСТЬ НЕ БУДЕТ РАСПРИ МЕЖДУ МНОЮ И ТОБОЮ И МЕЖДУ МОИМИ ПАСТУХАМИ И ТВОИМИ ПАСТУХАМИ: ВЕДЬ МЫ — СЛОВНО БРАТЬЯ! НЕ ВСЯ ЛИ СТРАНА ПРЕД ТОБОЮ? ОТДЕЛИСЬ ЖЕ ОТ МЕНЯ, ЕСЛИ ТЫ — НАЛЕВО, ТО Я — НАПРАВО, А ЕСЛИ ТЫ — НАПРАВО, ТО Я — НАЛЕВО». … И ИЗБРАЛ СЕБЕ ЛОТ ВСЮ ОКРЕСТНОСТЬ ИОРДАНА, И ДВИНУЛСЯ ЛОТ НА ВОСТОК, И ОТДЕЛИЛИСЬ ОНИ ДРУГ ОТ ДРУГА. АВРАМ ПОСЕЛИЛСЯ В СТРАНЕ КНААН, А ЛОТ ПОСЕЛИЛСЯ В ГОРОДАХ ОКРЕСТНОСТИ ИОРДАНА И СТРОИЛ ШАТРЫ ДО СДОМА. ЛЮДИ ЖЕ СДОМА БЫЛИ ЗЛЫ И ВЕСЬМА ПРЕСТУПНЫ ПРЕД БОГОМ»

Таким образом, Лот оставил Авраама, который тогда представлял народ Израиля, и ушел к чужому народу, предпочтя милосердию и справедливости, которыми отличался наш первый праотец, жестокость и несправедливость жителей Сдома. Спустя много лет Элимелех повторил неблаговидный поступок Лота, уйдя из Бейт-Лехема Иудейского, чтобы поселиться в земле моавской. Причем нельзя сказать, что Элимелех собирался когда-либо возвращаться в землю Израиля, поскольку в конце мегилы Боаз говорит их общему родственнику, что им предстоит решить вопрос о выкупе «участка поля, принадлежавшего нашему брату Элимелеху, который продала Наоми, вернувшаяся из полей моавских» (Рут, 4:3). Т.е. Элимелех и Наоми продали этот участок земли перед тем, как оставили Бейт-Лехем, что однозначно указывает на намерение остаться в Моаве навсегда.

Так же, как и уход Лота от Авраама, уход Элимелеха следует оценивать с двух точек зрения – религиозной и национальной, поскольку, по мнению Мудрецов, «человек, живущий за пределами земли Израиля, подобен тому, у кого нет Б-га» (тр. Ктубот, 110Б). Сыновья Элимелеха женятся на нееврейках, сам он погружается в чуждую культуру, оставив свой народ и его Б-га, и прилепившись к Моаву. Именно это и явилось причиной наказания «карэт».

Подобно Элимелеху, Лот тоже покидает землю Израиля и Авраама, и так же наказывается «карэтом»: его жена (кстати, уроженка Сдома) превращается в соляной столб, его замужние дочери и зятья гибнут вместе со Сдомом, а сам он остается лишь с двумя дочерьми, которые не могут выйти замуж (поскольку убеждены, что вся земля обезлюдела). Все это означает гибель семьи Лота. Вдова Элимелеха после смерти мужа и обоих сыновей находится в таком же положении – Наоми слишком стара, чтобы родить еще детей, а никто другой в Израиле не возьмет в жены ее невесток-моавитянок.

В начале мы уже отмечали, что в свитке Рут дом Йегуды встречается с домом Лота. Но и история самого Йегуды очень похожа на истории Лота и Элимелеха. Судите сами: после продажи Йосефа Йегуда покидает свою семью и уходит жить в Тимну, населенную кнаанеями. Там он женится на дочери местного жителя и, судя по всему, не собирается возвращаться к Яакову. И наказание, которое он получает, не может не напомнить о наказании Лота и Элимелеха: его жена умирает, затем, не оставив потомства, гибнут два его сына, а последний оставшийся – Шела – не может жениться, поскольку выдавать за него Тамар Йегуда не хочет, а дать ему другую жену не имеет права, поскольку отказал Тамар, ссылаясь на малолетство Шелы. Т.е. его семья тоже лишается будущего.

Предательство своего народа.

Если мы взглянем на проблему более глубоко, то увидим, что преступление Элимелеха не ограничивается уходом от своего народа и полным разрывом с ним.

Писание не конкретизирует, когда именно происходят события, описанные в свитке Рут, ограничиваясь лишь определением эпохи: «И было в дни, когда судили судьи…» (Рут 1:1). Мудрецы в различных мидрашах дают разные временные привязки: одни связывают историю Рут и Наоми с периодом правления судьи Ивцана (согласно мидрашу, это был Боаз), который жил в конце эпохи Судей (тр. Бава Батра, 91А). По этому мнению выходит, что Элимелех уходит в Моав в то время, когда объединенное амоно-моавское царство притесняет народ Израиля, освобождение которому спустя небольшое время принесет судья Ифтах. Согласно же другому мнению, Мудрецы относят события мегилы к периоду правления судьи Эуда бен Гера, т.е. к началу эпохи Судей. В то время Израиль тоже находился под пятой моавского царя Эглона (один из мидрашей говорит, что Рут и Орпа были его дочерьми). В любом случае, так или иначе, Элимелех не просто покидает свой народ и свою землю, уходя в другую страну, а переходит в стан врага, притеснителя своих соплеменников, а это не что иное, как предательство. Подобно Лоту, поселившемуся среди злодеев и грешников, Элимелех и его семья присоединяется к врагу.

Подобное понимание греха Элимелеха и его семьи позволяет понять всю тяжесть обрушившегося на них наказания, и тот факт, что незадолго пред возвращением Наоми и Рут в Бейт-Лехем имела место война между Исраэлем и Моавом, даем нам возможность по-иному оценить недружественное отношение, которое ожидало двух осиротевших женщин на родине их мужей. Подозрительное отношение работников Боаза к пришлой моавитянке получает косвенное оправдание – а как иначе можно было относиться к представительнице враждебного народа, который незадолго до этого притеснял народ Израиля, да еще в компании с женой предателя-перебежчика?

С другой стороны, анализ греха Элимелеха позволяет по-новому взглянуть и на благородное поведение Боаза, который приблизил к себе Рут, не взирая на ее моавское происхождение, и не боясь общественного осуждения. Теперь мы способны оценить то, что жители Бейт-Лехема приняли точку зрения Боаза и благословили его брак с моавитянкой.

Из всего вышесказанного мы видим, что в глазах Вс-вышнего оставление земли Израиля – грех тяжелый, приводящий к ассимиляции и гибели семьи. Возможно, в этом кроется еще одна причина, по которой мы читаем свиток Рут именно в праздник Шавуот – ведь дарование Торы, хотя и произошло в пустыне, предназначалось для того, чтобы народ Израиля жил по ее законам в земле Обетованной, которая самим Вс-вышним была предназначена для этого. И уход из этой земли равноценен отказу от Торы – «человек, живущий за пределами земли Израиля, подобен тому, у кого нет Б-га».

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s