Home

250px-Rav_yehuda_amital_portrait

Рав Йегуда Амиталь ЗаЦаЛь

                                        Перевод р. Ш. З. Аврасина

 

 

«Ради Цийона молчать не буду и ради Йерушалаима не успокоюсь, пока не выйдет, как сияние, справедливость его и спасение его – как факел горящий. … Не скажут тебе более – покинутый, и о земле твоей не скажут более – пустошь, ибо назовут тебя Хефциба (желанный) и страну твою – замужней, ибо желал тебя Г-сподь, и страна твоя замужем будет…»                                                                                    (Йешаягу 62:1-4)

 

28-ого ийяра 1967-ого года – дата освобождения Иерусалима – получила название «День Иерусалима». В ТаНаХе это словосочетание связано с разрушением: «Вспомни, Вс-вышний, сынам Эдома день Иерусалима, (когда) говорили они: «Разрушайте, разрушайте его до самого основания!»» (Тегилим 137:7).  Принимая это во внимание, стоило, возможно, переименовать этот день нашего календаря в «День Хефциба»; по крайней мере, мне бы этого хотелось. Не смотря на то, что нашу реальность все еще отделяет от исполнения всех пророчеств немалое расстояние – ведь Храм еще не отстроен, и описанный в пророческих видениях Иерусалим скрыт от нас дымкой будущего – не смотря на все это, в самом факте возвращения Иерусалима под руку Израиля после двухтысячелетнего пребывания под властью чужеземных захватчиков, совершенно очевидно раскрывается первый этап грядущего избавления.

Даже сам характер освобождения Иерусалима указывает на аспект «Хефциба». Мы читаем в этот день «Галлель», вспоминая о чудесах, которые происходили во время Шестидневной войны. Рав Унтерман, бывший в то время Главным ашкеназским раввином Израиля, сомневался, стоит ли произносить благословение на чтение «Галлель» в День Независимости, однако по отношению ко Дню Иерусалима дал однозначное указание читать «Галлель» с благословением, и обосновал это следующим образом – в День Независимости мы отмечаем исход из рабства к свободе, в то время как День Иерусалима символизирует спасение от смерти и возвращение к жизни – настолько великой была тогда угроза тотального уничтожения Израиля.

Даже другие народы мира находили в те дни в ТаНаХе параллели происходящему, и общее ощущение было, словно «звезды с орбит своих» из песни пророчицы Дворы стали сражаться за нас.

Написано в книге Дварим (30:1): «И будет – когда случатся с тобой все эти события… и примешь ты их сердцем своим…»

Каждый человек должен внимательно изучать пути Вс-вышнего, и хорошо усвоить уроки, преподанные нам Творцом в ходе управления этим миром. Святой, Благословен Он, общается с народом Израиля посредством самых обычных исторических событий, и, тем более, посредством событий, выходящих за границы обычных представлений об этом мире. Это целый язык, содержащий многочисленные коды и подуровни смысла. Его можно сравнить с языком Торы – в ней тоже присутствуют различные уровни понимания – «пшат» (простое значение), «ремез» (то, о чем сказано намеком), «драш» (то, что выводится путем специальных правил и приемов толкования), и, наконец, «сод» (тайное знание), вместе образующие ПаРДеС. То, что происходит с нами – все это – чудеса Вс-вышнего, отличающиеся уровнем Откровения. Среди них есть те, которые можно отнести к разряду «Как велики Твои деяния, Г-споди!» — явные чудеса, такие, как развержения Тростникового моря; такое чудо будет замечено всеми без исключения. Но есть среди них и те, что относятся к виду «Весьма глубоки помыслы Твои!» (продолжение того же стиха); это скрытые чудеса, подобные тому, о котором рассказывает Свиток Эстер. Только мудрый человек, внимательно изучающий их, способен разглядеть великий план Вс-вышнего, которому подчинены все детали происходящего, даже самые, казалось бы, незначительные.

Однако чудеса – это только одна сторона монеты. Их можно уподобить Письменной Торе – все они исходят непосредственно от Вс-вышнего. Как известно, есть у нас и Устная Тора, являющаяся продуктом совместного творчества Общины Израиля и Святого, Благословен Он.

Со времени разрушения Второго Храма вплоть до образования государства Израиль история еврейского народа была подобна Письменной Торе, поскольку проходила под неусыпным надзором Вс-вышнего, управлявшего событиями тайно или открыто. Но те чудеса и знамения, которые сопровождали нас последние полвека, вполне могут, следуя предложенному сравнению, считаться Устной Торой. Б-жественное Провидение давало инструменты и обозначало вехи на этом пути, а народ Израиля воевал и побеждал.

С момента возникновения государства перестал действовать подход царя Хизкиягу: «Я буду почивать на своем ложе, а Ты действуй Сам» (мидраш Эйха Раба, птихта). Теперь, до тех пор, пока мы не удостоились возвращения Шхины и Храма, чудеса и заповеди – как Устная Тора. На народе Израиля лежит великая ответственность. Армейская верхушка задолго до войны с большой точностью просчитала ход грядущей войны, пути, ведущие к победе, и даже возможные потери в живой силе и технике. Община Израиля удостоилась того, что прогнозы и планы центрального штаба армии совпали с планами Вс-вышнего – Святой, Благословен Он, позаботился о правильно выбранном моменте, и убрал с нашего пути тяжелые преграды.

Однако такое видение ситуации, в которой Вс-вышний и народ Израиля выступают как партнеры и союзники, характерно, прежде всего, в отношении войны с Египтом и Сирией. Однако освобождение Иерусалима являло собой воплощение Торы Письменной. Руководство Армии Обороны Израиля не планировало захватывать город. Наоборот – иорданской стороне дали понять, что если они не начнут военных действий, со стороны Израиля не последует нападения на их позиции. Но, не смотря на это, иорданцы начали войну.

Талмуд в трактате Гитин рассказывает, что Иерусалим был разрушен из-за того, что произошла путаница между Камцой и Бар-Камцой. Но давайте представим себе, что изменилось бы, если бы слуга не перепутал имена, и пригласил бы на пир того, кого хозяин и собирался позвать к праздничному столу? Очевидный ответ – ничего бы не изменилось, просто нашелся бы другой повод для последовавших за этим трагических событий. Приговор был уже вынесен, и Провидение с помощью этой истории обнажило всю неприглядность основной причины разрушения Храма – беспричинной ненависти.

В период духовного возрождения народа Вс-вышний тоже показывает нам характерные иллюстрации. Группа израильских десантников, первыми прорвавшихся к Котелю, обнявшись, плачут у священной Стены. Когда мы видим, как солдаты – выходцы и нерелигиозных кибуцев, льют слезы на месте, где стоял Храм, то понимаем – в среде народа происходят глубинные изменения. В этом плаче нашла свое выражение тоска оторванного от своих корней «хилонимного» сообщества по еврейским ценностям. В этом содержится глубокая идея, касающаяся религиозного сознания всего народа Израиля в целом. В глубине своей души он остается соединенным со Вс-вышним. И благодаря этой объединяющей всех евреев точке и был освобожден Иерусалим, город, который «соединяет всех вместе».

Giborei-Erushalaim

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s