Home

Недельные главы Бе-Гар – Бе-Хукотай  

КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО

Раскрытие присутствия Всевышнего в Земле Израиля отличается от раскрытия Б-жественного Присутствия, произошедшего у горы Синай. У горы Синай сыны Израиля стали свидетелями многих чудес и слышали Голос. В Земле же — это раскрытие Б-жественного Присутствия, когда Оно воспринимается исключительно сердцем и у человека не возникает никаких образов — ни зрительных, ни слуховых: не расступается море, не дымится гора, не разверзается земля под ногами. Можно объяснить это на примере ханукального чуда, которое произошло в Земле Израиля – оно принципиально отличается от чуда на море или у горы Синай. Масло, налитое в чаши меноры, должно было гореть и давать свет одну ночь, а оно горело восемь дней. Так и раскрытие Присутствия в Земле Израиля… Все остается неизменным, но понятие «количества» стирается, и сила горения или способность плодов земли насыщать людей перестают зависеть от количества. И это, прежде всего, относится к возможностям человека: незаметно для себя в Земле Израиля он превышает все возможности, отпущенные ему физическим миром. Это относится как к военным победам, так и к созидательному труду.

Чудо, ломающее рамки природы, как расступившееся море или дымящаяся гора Синай, – или чудо, не изменяющее структуры мира, но наполняющее иной силой все существующее…

Какое из этих чудес больше? Какое бы из них ни было больше – они не сравнимы, ибо противоположны по своему характеру.
Соблюдение заповедей седьмого и пятидесятого годов (человек устраняется от обработки земли и посева и объявляет все выросшее на его участке и в саду общим достоянием) приводят к раскрытию необычных сил этой Земли, когда урожая хватает на три года и он не гниет, а сохраняется, и малое количество плодов насыщает, как обильная еда.

В нашей недельной главе мы читаем указания, который Всевышний дает об этом Моше на горе Синай: «Говори сынам Израиля, говоря: «Когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Всевышнего. Шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезай виноградник твой, и собирай плоды ее (земли). А в седьмой год пусть будет субботой покоя для земли, субботой Всевышнего: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезай…»» (Ваикра 25:2-5). И далее: «И освяти пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее…» «А если скажете: что же будем есть в седьмой год, когда не будем ни сеять, ни собирать урожая нашего? – то вот, Я пошлю вам благословение Мое на шестой год — и оно доставит вам урожай на три года. И будете сеять в восьмой год, но есть будете из старого урожая до девятого года, до появления его урожая будете есть старое» (Ваикра 25:20-22).
Благословение не связано с количеством плодов: Всевышний обещает сохранить старый урожай, чтобы он не испортился, и обещает насытить и дать возможность существовать, не заботясь о пропитании, независимо от количества собранного в шестой год урожая. Соблюдение седьмого года — вера в благословение, вера в то, что насыщение и жизненные силы не зависят от запаса в амбарах и кладовых.

Многие люди, далекие от Торы, пытаются представить систему ее заповедей как набор жизненно полезных советов. Особенно часто приводят рациональные объяснения закона седьмого года, запрещающего обработку земли. Якобы его смысл в том, чтобы оставить землю под паром. Но заповеди не направлены на то, чтобы дать человеку благополучие. И даже если они приводят к благополучию, то не потому, что при их исполнении возникают материальные блага или положительные потоки энергии, а за счет того, что с ними связано благословение, посылаемое человеку свыше во всех его делах. Сделав достижение комфорта, богатства и спокойствия целью исполнения повелений Торы, человек лишает их смысла. Мудрецы говорят: «Единственная награда за заповедь — это возможность исполнить еще одну заповедь». Так, в нашем случае, человек, оставляющий землю из агрономических соображений раз в семь лет, не исполняет заповеди, а, следовательно, не может раскрыть в этом мире крупицы сверхъестественного. Парадокс! А если он исполняет заповедь и не ищет собственной выгоды, то он получит благословение и не будет нуждаться ни в чем. Пример тому – заповедь мезузы. Если человек вешает мезузу на дверь для того, чтобы она была ему защитой, — она не будет ему защитой. Однако если он вешает ее для того, чтобы ввести в свой дом элементы духовного мира, то мезуза и защитит его, и даст ему духовный потенциал.

                                            Рав Зеев Мешков

ДЕНЬ ИЕРУСАЛИМА

8-ого мая народ Израиля будет отмечать День освобождения Иерусалима. Вот небольшая статья на эту тему.

1. Изгнание евреев из Иерусалима, разрушение еврейских святынь

Еврейская традиция придает исключительно большое значение Иерусалиму. Этот город был объявлен столицей государства Израильского царем Давидом три тысячи лет назад. Давид выкупил у евусеев (народа, жившего здесь до прихода евреев) Храмовую Гору; а его сын, царь Соломон, в 832 г. до н.э. построил на ней Храм. В Иерусалиме происходили многие важнейшие события еврейской истории; здесь были написаны большинство книг ТаНаХа.

Первый Храм был разрушен вавилонянами в 422 г. до н.э., и евреи были уведены в Вавилонский плен. Через 70 лет, в 352 г., евреи вернулись на Землю Израиля и построили Второй Храм. Этот Храм был разрушен римлянами в 68 г. н.э.; и с тех пор началось современное изгнание. Несмотря на разрушение и изгнание, святость не удалилась от Иерусалима: Храмовая Гора продолжает быть самой важной еврейской святыней, и только на этом месте можно восстановить еврейский Храм. Это место — центр и начало мира, точка «контакта» духовных миров с материальными; место, откуда распространяется Божественная эманация. Некоторые ошибочно считают, что важнейшая еврейская святыня — это Котель (Стена Плача); на самом деле эта Стена — лишь подпорка Храмовой Горы, а сама Гора и Храм более святы, чем Стена.

В течение двух тысячелетий изгнания римляне, византийцы, а потом крестоносцы, арабы и турки всячески изгоняли евреев из Иерусалима. На месте самого Храма мусульмане построили Золотой Купол, чтобы подчеркнуть его святость и свою власть над ним. Однако, все эти 19 веков евреи не забывали Храм. В каждой молитве они повторяли «и верни нас в Сион и в Иерусалим, и возврати нас в нашу землю».

2. Еврейское возвращение к Иерусалим

Начиная с конца 18 века еврейское население страны начинает увеличиваться, и многие селятся в святом городе Иерусалиме. С середины 19 века началось строительство новых еврейских кварталов за стенами Старого Города (т.е. центральной, наиболее древней части Иерусалима). С этого момента евреи составляли в городе устойчивое большинство.

В 1921, 1929 и 1936-1939 годах арабы устраивали беспорядки, пытаясь вытеснить евреев из Старого Города. При попустительстве британских мандатных властей это частично им удалось, и в Старом Городе евреи теперь были сконцентрированы только в еврейском квартале. В 1948 году, во время Войны за Независимость, израильская армия не смогла занять Старый Город; евреи, жившие в нем, были изгнаны, а еврейский квартал разрушен. Иерусалим был поделен на две части — по той случайной линии, на которой соглашение о перемирии застало воюющие армии. Этот раздел сохранялся почти 20 лет.

Ровно 25 лет назад, в Шестидневную войну, израильская армия заняла Старый Город и Храмовую Гору. Иерусалим был объединен и полностью аннексирован. Этот день мы празднуем сегодня как День Освобождения Иерусалима.

3. Освобождение Иерусалима — начало возвращения к еврейским святыням

Празднование Дня Освобождения Иерусалима не похоже на празднование Дня Независимости. День Освобождения Иерусалима не является официально нерабочим днем, а некоторые вообще не склонны отмечать его как праздник. В противоположность этому, в религиозно-сионистских кругах этот день широко отмечается; в Иерусалиме устраивается ночное шествие через весь город к Котелю, на площади около которого собирается многотысячная пляшущая толпа. Такое различие в характере празднования связано, по-видимому, с тем, что Шестидневная война, принесшая нам контроль над «территориями», обострила старые противоречия внутри сионистского движения. Когда сионизм начинался, то одно направление в нем («практический», или «поселенческий» сионизм) считало, что цель сионизма — это возрождение народа, которое можно осуществить только на родной земле. Второе направление — «политический сионизм» во главе с Т. Герцлем — считало, что цель переселения евреев в Палестину состоит в «решении еврейской проблемы». Эти исходные противоречия не мешали тем и другим действовать вместе по построению государства, но Шестидневная война вновь обострила их. Если, как считает «поселенческий сионизм», цель переселения евреев в Палестину состоит в возрождении жизни народа, то это невозможно без оживления его связей со своими корнями — а наши исторические корни, безусловно, лежат в большинстве своем именно в местах, занятых Израилем в 1967 г., — в Старом Городе и на Храмовой Горе, в Хевроне, Шхеме, Бейт-Эле и т.д. Если же мы будем считать, что наша цель («по Герцлю») в том, чтобы создать «государство как правоохраняемое убежище для политического решения еврейской проблемы», то для этого подходит любая территория, и для этого не нужен не только Иерусалим, но и не обязательна именно Земля Израиля.

Празднуя День Освобождения Иерусалима, мы провозглашаем свою поддержку «поселенческому сионизму», свое стремление обрести связь со своими корнями.

 (По материалам сайта Маханаим)

Вопросы к раввину.

Можно ли стричься после Лаг Ба Омера?

Перечитал ответ на вопрос Бритьё в «сфират га-омер». Насколько я знаю, хасиды не стригутся даже в Лаг Ба-Омер. А какому обычаю следуют классического литовского иудаизма? Какое направление иудаизма в наше время следует второму обычаю (стричься до начала ийяра) — хочу для себя понять, насколько на него можно полагаться?

Большое спасибо за Ваш вопрос. В период с праздника Песах до праздника Шавуот принято соблюдать некоторые траурные обычаи. Причина: в этот период умерли 24 тысячи учеников Раби Акивы. Арух а-Шулхан (493:1) приводит еще одну причину: в этот период были приняты жесткие антиеврейские законы в средневековой Франции и Германии.

Существует несколько обычаев, когда именно в этот период принято соблюдать траурные обычаи. В какие дни не стригутся и не бреются? Мишна Брура (493:14—15) приводит три обычая:

1. Со второго дня Песаха до утра Лаг ба-Омер (для восточных евреев до утра 34 дня Омера). Если Лаг ба-Омер выпадает на йом ришон (воскресенье), то ашкеназам разрешено стричься утром в йом шиши (пятница) в честь Шабата (Рамо 493:2)

2. С начала месяца Ийяр (включая оба дня Новомесячья) до утра третьего Сивана (три дня до Шавуота).

3. Со второго ийяра до дня перед Шавуотом.

По всем трём вариантам, поскольку ученики Раби Акивы умирали в течение 33 дней, обычаи траура необходимо соблюдать в течение 33 дней. Различие между ними заключается лишь в том, каким образом отсчитывать эти дни. По всем трем обычаям разрешено также стричься в Лаг ба-Омер.

Существует еще один обычай, который приводят от имени Аризаля: не стричь волосы во время всего периода с Песаха до Шавуота. Объяснение: данный период считается временем, когда происходит суд. Но этот обычай соблюдают только взрослые, поэтому даже тем, кто следует ему, разрешено стричь детей в Лаг ба-Омер, когда им исполняется три года.

В Эрец Исраэль и за ее пределами наиболее распространенным является первый обычай. Хаей адам приводит, что в общине города Вильно был распространен второй обычай.

Что же делать человеку, который не знает, какой у него обычай? Он следует обычаю, который принят в его общине, поскольку запрещено, чтобы в одной общине одновременно соблюдались разные обычаи, противоречащие друг другу. Если же какой обычай у местной общины, неизвестно, лучше следовать первому мнению, поскольку оно является наиболее распространенным.

                   С уважением, раввин Яков Шуб


Еврейские истории и притчи.

Два способа согреться

Однажды весьма уважаемый раввин навестил младшего коллегу, известного своей исключительной набожностью. На старого человека произвела сильное впечатление погружённость молодого раввина в молитвы, в изучение древних книг, и его заинтересовала причина такого непоколебимого благочестия. Как объяснил радушный хозяин, он, полностью сосредоточившись на своих занятиях, отгородил себя от внешних факторов, которые могли бы отвлечь его внимание. Действительно, гость заметил, что многие соседи молодого раввина заняты делами, весьма далёкими от благочестия.

Его комментарий к услышанному и увиденному прозвучал так:

— Когда на улице холодно, можно согреться двумя способами. Первый — надеть меховую шубу, второй — разжечь огонь. Но тёплая шуба будет греть только одного человека, а огонь согреет любого, кто к нему приблизится.

Двадцать пять способов прихода денег

Ребе Зусе надо было вернуть долг к утру, а денег не было. Ученики заволновались, откуда добыть денег, а ребе был спокоен. Он взял лист бумаги и написал двадцать пять способов, которыми могут прийти деньги. И на отдельной записке написал ещё двадцать шестой.

Наутро деньги откуда-то пришли. Тогда ученики прочитали весь список из двадцати пяти возможных способов, но в нём не оказалось того случая, благодаря которому пришли деньги. Тогда ребе Зуся открыл отдельную бумажку. Там написано: «Бог не нуждается в советах Зуси».

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s