Home

ГОЛОВНЯ, СПАСЕННАЯ ИЗ ОГНЯ

В главе Эмор приводятся законы, которые обязаны соблюдать коэны. Они должны заботиться о сохранении ритуальной чистоты, не принимать участия в похоронах (за исключением ближайших родственников), не заходить на кладбище, им запрещается жениться на разведенной женщине или женщине, принявшей гиюр. Но коэны никогда не были только служителями Храма. Они учили и воспитывали народ, а в трудные исторические периоды возглавляли его.

Возвращение из плена

26 числа девятого месяца — Швата 3407г. от сотворения мира (353 г. до н. э.) — на горе Мория был заложен фундамент Второго Храма и переселенцы приступили к строительству его стен. Исполнив повеление пророков, они нарушили приказ царя. Строительством руководили Зерубавель бен Шаалтиэль, единственный — на тот момент — потомок царя Давида, и Йегошуа бен Йегоцадок, внук первосвященника Серая, захваченного в плен Невузраданом при осаде Йерушалаима и казненного Невухаднецаром в Ривлате (Мелахим 2, 25:18-20)

Первосвященник без Храма

Зерубавель вернулся из Вавилона в 370 г. до н. э., и в месяце Тишрей был восстановлен жертвенник. Йегошуа, пришедший вместе с первым караваном переселенцев, с самого начала взял на себя ответственность за соблюдение законов принесения жертв. Вместе с Зерубавелем он заложил основы жизни переселенцев и одновременно — фундамент будущего государства. Прерогативы первосвященника были ограничены дворами Храма и всего, что касается законов, связанных с ним. Царь не мог вмешиваться в порядок служения в Храме, а первосвященник не должен был заниматься политикой.

Жены сыновей

Сыновья Йегошуа взяли в жены женщин, запрещенных коэнам по закону Торы, а он не воспротивился этому (Сангедрин, 93а). Талмуд указал на одну из причин, почему многие переселенцы не сумели сохранить еврейские семьи, а их дети не нашли себе достойных еврейских жен: «Не отделился народ, коэны и левиты от жителей земли (племен, расселившихся в Иудее за семьдесят лет изгнания) и научились их отвратительным делам. Пренебрегли они еврейскими девушками, лица которых почернели от солнца по дороге из Вавилона. В городах Иудеи не было для них ни украшений, ни благовоний. А также жены стали неприятны мужьям, и поступили они плохо, и взяли еще и жен из чужого народа. И своим сыновьям брали жен из них. И приблизились к рабыням. И смешалось племя святое с народами Земли. И жены еврейские были опозорены, и попали они под власть женщин чужого народа, которые вошли в их дом» (Критот, 11 а). Отсутствие централизованной власти привело к тому, что многие сами решали, что можно, а что нельзя. Среди переселенцев распространилось мнение, что запрет жениться на женщинах из чужого народа относится только к племенам, населявшим землю Кнаан до прихода евреев из Египта, и не распространяется на тех, кто поселился в Иудее за годы Вавилонского изгнания. Проблема усугублялась тем, что статус самаритян не был определен на тот момент, и значительная часть переселенцев считала, что гиюр, который они прошли в дни Санхерива, действителен. Пассивность Йегошуа свидетельствует о том, насколько широко распространилось мнение о возможности заключения браков с женщинами из чужого народа. Йегошуа, как первосвященник, должен был бы стать примером для всего народа и потребовать и от своих сыновей, и от всех остальных устраниться от чужих жен. Но он этого не сделал. Только Эзра добился того, чтобы чужие женщины были изгнаны.

Головня, спасенная из огня

Зхарья называет Йегошуа «головня, спасенная из огня». «В то время, когда загорелся Храм, спрятались восемьдесят коэнов среди деревьев инжира. И все они сгорели, кроме Йегошуа сына Йегоцадака» (Йерушалми, Таанит, 4:5). Инжир — символ несдержанных страстей и, в особенности, необузданной страсти к женщинам. Не важно, рассказывает ли эта агада о реальном событии, или является аллегорией — в любом случае она раскрывает причину, по которой Йегошуа спасся из огня пылающего Храма — он был чист от греха разврата не только на уровне действия, но и на уровне мысли. В Вавилоне два человека — Цидкия и Ахав (Йирмеяу, 22:23) — соблазняли женщин, утверждая что они действуют в соответствии с полученным пророчеством. Невухаднецар, желая проверить, приказал бросить их в огненную печь. Тогда они сказали, что Хананья, Мишаэль и Азарья, которые вышли из огня живыми, были втроем. Когда Невухаднецар разрешил им выбрать третьего, они указали на Йегошуа. Праведник был брошен в печь со злодеями. Но остался жив — обгорели только края его одежды (Сангедрин, 93а). Редко кто удостаивается нескольких чудес в жизни.

Борьба с дурным началом

Йегошуа хотел видеть сыновей Израиля свободными от всего, что влечет к разврату и идолопоклонству, и, заручившись поддержкой Небес, он попытался сделать то, на что до него не решался ни один человек: с помощью длительного поста и общественной молитвы уничтожить дурное желание. «Собрались сыновья Израиля в Йерушалаиме, и постились, и взывали ко Всевышнему. И землей были посыпаны головы их. И исповедались в грехах своих и грехах отцов. И отделились от жен чужих и их детей. И встал Йегошуа, и поднялся на возвышение, а вместе с ним и левиты, и кричали громко, взывая ко Всевышнему: «Горе, горе — вот ведь дурное начало, склоняющее людей к идолопоклонству, до сих пор живет среди нас. И ведь оно разрушило Храм, и убило праведников, и изгнало народ. Б-г наш, Ты дал нам тягу к идолопоклонству только для того, чтобы мы побороли ее и получили награду за нашу настойчивость и наши усилия. И вот не хотим мы ни стремления к идолам в наших сердцах, ни награды за его преодоление». И постились три дня, и уничтожил Всевышний стремление служить идолам (Йома, 69а, Зогар Хадаш, Нехемья 9, ком. Ральбага).

                                            Рав Зеев Мешков


 


ЛАГ БА-ОМЕР (33-ий день по счету Омера).

 1. Семь недель «счета Омера»

На исходе Субботы по всему Израилю будут зажигать праздничные костры. Половина (если не больше) населения страны устроит пикник в честь Лаг ба-Омер. Лаг ба-Омер — 33-й день «счета Омера» — годовщина смерти рабби Шимона бар-Йохая (2 в. н.э.), который считается автором Зогара — основной книги по Каббале («внутренней Торе»), мистической части иудаизма. Еврейская традиция выделяет этот день, поскольку, как сообщает Мидраш, рабби Шимон бар Йохай был одним из тех немногих людей, кто смог целиком реализовать свое предназначение в этом мире, исполнить все, что было поручено его душе. Сказано даже, что в день смерти рабби Шимона солнце замедлило свой ход и зашло лишь после того, как он открыл своим ученикам из учения Торы и Каббалы все, что хотел и должен был открыть и передать.

Семь недель «счета Омера» — траурный период. В эти дни во 2-м веке н.э., во время борьбы евреев против Рима и восстания Бар-Кохбы, в период «счета Омера» тысячи учеников рабби Акивы начали неожиданно умирать от эпидемии неизвестной болезни, а в Лаг ба-Омер эта эпидемия прекратилась. Так что Лаг ба-Омер имеет двойственный характер: веселья — но и траура.

Талмуд объясняет, что причина эпидемии, унесшей 24 тысячи учеников рабби Акивы, была в том, что они «не проявляли достаточного уважения друг к другу». Раздробленность евреев, борьба одной фракции против другой — когда евреи, придерживающиеся различных взглядов, считают друг друга врагами, была настолько свойственна той эпохе, что Мудрецы называют «синат хинам» — «беспричинную вражду между евреями» — самой главной причиной разрушения Храма, потери независимости и изгнания евреев из Святой Земли. Конечно, сохранить единство при еврейском плюрализме очень сложно, но если мы хотим выжить, то нам необходимо уметь придерживаться разных точек зрения, не враждуя.

2. Грех взаимной ненависти

Трагические события периода Омера произошли во 2-м веке н.э. Дни счета Омера, однако, были объявлены траурными только через четыреста лет, когда Мудрецы увидели, что грех взаимной ненависти продолжает разъедать еврейское общество. На сегодняшний день прошло уже трижды по четыреста лет – и, казалось бы, что после всех постигших наш народ несчастий можно уже научиться видеть в других евреях, каковы бы ни были их взгляды и подход к решению общих проблем, ближних, а не врагов.

Всем нам неплохо было бы помнить, что сегодняшнее наше существование на этой земле никем не гарантировано. Две тысячи лет назад взаимная ненависть привела к тому, что римляне изгнали нас. Если мы не сможем добиться взаимопонимания между евреями, наше сегодняшнее Государство тоже, не дай Б-г, может быть уничтожено, а мы опять изгнаны. В дни Омера мы должны особенно задуматься над этой вполне реальной опасностью; и, может быть, вместо того, чтобы договариваться с врагами, для начала провести «прямые переговоры» между собой. Будем надеяться, что Лаг ба-Омер — праздник, когда мы подчеркиваем внутренний, каббалистический аспект иудаизма, т.е. его душу, а не форму — поможет нам добиться этого взаимопонимания.

                  (По материалам сайта Маханаим)

Вопросы к раввину.


Почему мы обязаны блюсти траур по ученикам рабби

Акивы?

Объясните, я не могу понять, как трагедия, которая случилась с учениками рабби Акивы, связывает это с тем, что нам 50 дней нужно держать траур? Я понимаю, держать траур по родственникам, но он же нам не родственник. Так почему же мы должны держать траур по его ученикам? М.

Уважаемый М.,

Вы задаёте очень верный вопрос. Ответ на него заключается в том, что 24 тысячи учеников рабби Акивы, которые умерли почти в одно время, были самыми большими мудрецами того времени. Талмуд в трактате Йевамот (62 б) говорит, что когда умерли ученики рабби Акивы, весь мир был опустошён — в нём не осталось духовности. Это было страшнее физической катастрофы. В память об огромном бедствии, постигшем тогда наш народ, бедствии, подобного которому никогда не было, мы до сих пор соблюдаем некоторые законы траура в тот период, когда они умирали от страшной эпидемии.

Хочу добавить: мы должны чувствовать себя так, как будто ученики рабби Акивы были нашими родственниками. В Талмуде сказано (трактат Шабат 105 б), что когда умирает мудрец Торы, каждый человек должен ощущать, как будто умер его близкий человек. Хотя он не является нашим кровным родственником, он наш «родственник» по духу. Духовно все евреи тесно связаны со своими мудрецами.

 

Еврейские истории и притчи.


Гляди на солнце!

Однажды император Адриан сказал рабби Йегошуа:

— Действительно ли Бог царит над миром?

— Бесспорно.

— И Он же сотворил небо и земля?

— Конечно.

— Отчего же Богу хотя бы раза два в год не являться людям, чтобы все Его видели и проникались страхом перед Ним?

— Оттого, что глаза человеческие не в силах выдержать ослепительного блеска Его Присутствия.

— Нет, не поверю, пока ты мне не покажешь Его. Когда наступил полдень, вывел рабби Йегошуа Адриана наружу и говорит:

— Посмотри как следует на солнце — и увидишь Его.

— Но кто же может глядеть прямо на солнце?

— Вникни же в то, что ты сам говоришь. Если на солнце, которое является одним из тьмы тем служителей Господних, глядеть невозможно, то мыслимо ли видеть самого Господа, осеняющего светом своим всю Вселенную? И только в те моменты, когда людьми низвергается какое-нибудь лжебожество, очи их озаряются отблеском славы Господней.

Гость в доме.

На вопрос: «Куда идёшь ты, учитель?» — мудрец Гиллель иногда отвечал:

— Иду подкрепить себя пищей и этим оказать радушный приём моему гостю.

— Какой же это у тебя ежедневно гость в доме?

— А бедная душа разве не тот же гость в нашем теле? Сегодня она здесь, а завтра, глядишь, и нет её.

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ:

ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ (26.04.13) – 20.13                                          ИСХОД СУББОТЫ (27.04.13) – 21.31

Благословение на зажигание свечей в Шабат:

«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бэ-мицвотав вэ-цивану легадлик нер шель Шабат!»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s