Home

חזקיהו המלך

          

                                                                                         Рав Ури Шерки.

                                                                                         Перевод Ш. З. Аврасина

Постановление благодарит Вс-вышнего за избавление молитвой «Галлель» (тр. Псахим 117А, и в РаШИ там, д.м. «Аль геулатан») было установлено тремя великими пророками – Моше, Агароном и Мирьям – после развержения Тростникового моря (мидраш Шмот Раба 23 на Шмот 15:1).

Правление царя Хизкиягу проходило под ассирийским мандатом – Иудея выплачивала Ассирии большой ежегодный налог. Когда Хизкиягу прекратил выплату налога, пришел Санхерив и осадил Иерусалим. Но Вс-вышний поразил стан ассирийцев смертельной и быстрой эпидемией, и Иудея обрела на какое-то время настоящую независимость. Пророк Йешаягу объявил царю, что нужно возблагодарить Творца за избавление, произнеся всенародный Галлель: «Пойте Ему, ибо Он сотворил (этим деянием) великую славу Себе» (Йешаягу 12:5). Но Хизкиягу не принял совета пророка, и не объявил Великий Галлель. И поэтому он не стал Машиахом (тр. Сангедрин 94А). Почему же Хизкиягу, праведный царь, не стал читать Галлель, и не выполнил установление Моше Рабейну? И почему этот его шаг лишил его возможности стать Машиахом?

Машиах должен будет исправить все недостатки этого мира. Первым грехом был грех, связанный с плодом Древа познания добра и зла, но второй грех – это неблагодарность, проявленная Адамом по отношению ко Вс-вышнему (РаШИ на Берейшит 3:12). Известно, что второй грех всегда тяжелее первого, поэтому главная проблема первого человека заключалась не в том, что он нарушил запрет Вс-вышнего, а в том, что пытаясь переложить свою вину на другого, он проявил поразительную неблагодарность к Творцу. Следовательно, и исправление первородного греха должно осуществляться через проявление благодарности и признательности. Поэтому отказ Хизкиягу произносить Галлель имел такие тяжелые последствия.

Настоящий экзамен для веры человека – славить ли Вс-вышнего тогда, когда природа произошедшего избавления неоднозначна. В наши дни существует два вида ереси: атеистическая ересь, которая утверждает, что государство Израиль создал ПаЛьМаХ (ударное формирование Хаганы в Войне за Независимость), а не Вс-вышний; и религиозная ересь, которая заявляет, что государство Израиль создал не Вс-вышний, а ПаЛьМаХ…

Какими же соображениями руководствовался царь Хизкиягу, принимая решение не говорить Галлель? Тому есть три возможных объяснения: религиозное, «левацкое», и национально-патриотическое.

  1. Религиозное – Хизкиягу думал, что обретение национальной независимости не имеет религиозной ценности. Это лишь политика, а не «Тора». Хизкиягу во время своего правления перевел весь бюджет министерства развития сельского хозяйства на содержание йешив и ульпен. Вся земля в те годы заросла сорняками, потому что царь вонзил меч в пол бейт-мидраша и обязал всех учить Тору все свое время. В его мире не оставалось места для национального фактора.
  2. «Левацкий» подход – в трактате Брахот (10А) написано, что Хизкиягу вел «небесный» счет, а не человеческий. Скорее всего, когда во время осады одним прекрасным утром он проснулся и увидел под стенами Иерусалима 185000 трупов ассирийцев, то вспомнил принцип, проявившийся при рассечении Ям Суф: «когда творения рук Вс-вышнего тонут в море, ангелы служения не поют хвалебных гимнов. Но если народ Израиля не будет петь гимн, это будет недостойным поведением» (тр. Сангедрин 94А). Однако Хизкиягу постарался учесть и «небесные» резоны.
  3. Национальное – во времена Хизкиягу Санхерив разрушил Северное Израильское царство, и изгнал всех его жителей в далекие земли. Царь посчитал, что невместно распевать Галлель в то самое время, когда десятки тысяч братьев-евреев лишились крова и свободы.

Талмуд рассказывает нам, что в тот момент, когда Хизкиягу отказался петь хвалу Вс-вышнему за чудесное избавление, кто-то другой сделал это вместо него, и это была Земля Израиля, как сказано: «От края земли напевы слышали мы» (Йешаягу 24:16). Как земля могла петь? Мудрецы объясняют, что под словом «земля» следует понимать «народ земли», «амей га-арец», простые люди. Даже если лидер народа не поет Галлель, сам народ интуитивно чувствует необходимость и правильность такого шага, и начинает славословить Творца без команды начальства.

На нашу долю выпала немалая заслуга – в День Независимости мы поем Галлель ночью и днем, выступая в роли поющей Земли Израиля. Мы исправляем грех первого человека, славя Вс-вышнего в день великого нашего избавления.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s