Home

   שבי ישראלдомик 02

Недельная глава Шмини.

 

ЧЕТЫРЕ ВИДА ЖИВОТНЫХ

«…Вот живые существа, которых вы можете есть» из всех животных, что на земле: всякое с раздвоенными копытами, с расщепленными копытами, которое отрыгивает жвачку, из скота — его можете есть». Только таких не ешьте из отрыгивающих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жвачку отрыгивает, но копыта его не раздвоены… шафана (дамана), потому что он жвачку отрыгивает, но копыта его не раздвоены, и зайца, потому что (хотя) он жвачку отрыгивает, но нет у него раздвоенного копыта.., и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и с разрезом, но жвачку она не отрыгивает» (Ваикра, 11:2-4).

Текст Торы, кроме буквального понимания, предполагает и аллегорическое прочтение. Но оно требует от человека развитого образного мышления. Четыре вида животных, запрещенных для употребления в пищу, — один из самых ярких примеров. По традиции известно, что они  символизируют четыре мировые державы, противостоявшие евреям на протяжении долгой истории: верблюд — Вавилон, даман — Персия, заяц — Греция, свинья — Рим. Но для того, чтобы ответить на вопрос «Почему именно эти животные?», необходимо познакомиться с системой образов Торы. Авраам, которому было велено взять четырех животных разных видов и голубя и принести их в жертву (Берешит, 15:13), знал, что они указывают на одно из государств, которые в будущем будут властвовать над его потомками. Об этом было известно и Яакову, видевшему во сне лестницу, по которой поочередно поднимаются и спускаются четыре ангела (Берейшит, 28:12; Раши). Наиболее полно четыре царства и периоды их господства описаны в книге Даниэля. Это и четыре составляющие колосса во сне Невухаднецара: золотая голова, серебряные грудь и руки, медный живот и глиняные ноги; и четыре сражающихся друг с другом животных. Источник, из которого четыре царства черпают энергию, был раскрыт пророку Йехезкелю: он видел четырех ангелов с головами животных под Престолом Славы (Мальбим). А Зхарье открывается, что каждая из этих сил, проявляясь и становясь доминантной при становлении одного из царств, не исчезает, когда оно утрачивает свое могущество. Потенциал, заложенный в нем, становится одной из составляющих сил новой мировой державы. Наши мудрецы также говорят о связи определенного царства с одним из четырех основных преступлений народа Израиля: идолопоклонством, убийством, развратом, использованием дара речи во вред ближнему. Каждое из них соответствует одной из четырех основ материи: огню, воде, воздуху, земле. До тех пор, пока еврейский народ сохраняет свой высокий духовный уровень, эти силы не властны над ним. Огонь, разрушающий все материальные формы, становится наказанием за идолопоклонство, причина которого коренится в желании приписать Всевышнему свойства элементов природы или человека и изобразить Его как один из объектов окружающего мира. Не случайно Вавилон, жители которого поклонялись огню, стал разрушителем Иудеи, погрязшей в идолопоклонстве со времен царя Менаше. Вода, будучи лишена ограничительных рамок сосуда, способна распространяться и разрушать. Она является выражением желания людей забыть о единстве, отдалиться от объединяющего начала и, в конце концов, разрушив все связи, превратиться в отдельные капли, каждая из которых считает себя самодостаточной, ибо способна отразить весь мир. Вода становится наказанием за пролитие крови — изгнание души из тела. Изгнание духовного объединяющего начала из общества также называется пролитием крови, и сыновья Израиля, отказавшись от Торы, теряют свою жизнеспособность. Слово «Парас» («Персия») происходит от ивритского корня, значение которого — «распространяться». Персы (быстро заполнявшие пространство подобно растекающимся водам) — народ, отличавшийся грубой силой (тр. Авода Зара, 26). Они стали наказанием за пролитие крови в эпоху Первого Храма. Воздух — ветер, который мечется между холодом и теплом, становится наказанием за разврат, который характерен для людей, постоянно меняющих свои привязанности из-за отсутствия духовной связи. Греция, поклонявшаяся внешней красоте, стала наказанием за это преступление. Земля — символ дара речи, используемого для того, чтобы сеять вражду, которая разъединяет людей и делает их похожими на сухие комья земли. Рим, не создавший собственной религии и известный коварством, лживостью и надменностью своих жителей, стал наказанием за дурной язык и беспричинную ненависть, распространившуюся среди сыновей Израиля в конце периода Второго Храма. Но вернемся к животным, запрещенным для употребления в пищу. Выбор верблюда, как образного выражения сущности Вавилона, вполне понятен: «гамаль» значит «оторванный», «не нуждающийся в питании». Отрывание ребенка от груди, когда женщина перестает кормить его своим молоком, называется «гмила» (тот же корень, что и «гамаль»). Вавилон лишил евреев Шхины, постоянно поддерживавшей их существование. Даже после возвращения из Вавилонского плена Шхина не вернулась к нам в полной мере. Постоянное пророчество прекратилось, и мы стали похожи на человека, который идет по пустыне, имея некоторый запас воды. Все, что у него есть, — есть. А пополнить этот запас неоткуда. После Вавилонского изгнания начался период осмысления того, что мы получили раньше в период пророчества. Персия сравнивается с даманами, которые живут на уступах скал в гористой местности. Каждый из них выглядывает из-за своего камня, и они никогда не собираются вместе. Даман стал образом Персии, потому что в ней еврейский народ, разделившись на отдельные общины, в значительной степени перестал представлять из себя нечто целое. Заяц, известный своим быстрым бегом, символизирует греческий период: евреи, убегая от преследований, которым они подвергались на Земле Израиля, расселились по разным странам. А это привело к еще большему разъединению. Свинья символизирует Рим. Раздвоенные копыта при отсутствии внутреннего признака кашерности — ее отличительная черта. Рим предложил всему миру религию, очень похожую на иудаизм, но лишенную глубины, которая есть в Торе. Получается, что животные, о которых говорится в нашей главе, — рассказ о том, что произошло с нами на протяжении истории.

                                           Рав Зеев Мешков


 

О РЕЛИГИОЗНОМ СМЫСЛЕ КАТАСТРОФЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ЕВРЕЙСТВА.

«Йом а-Зикарон ла-Шоа вэ-ла-Гвура» («День памяти Катастрофы) отмечается 27-го Нисана, в 11-й день Счета Омера. В этом году он приходится на 8-ое апреля. День памяти установлен в 1951 году, и он приходится на период, в который, согласно еврейской традиции, действуют некоторые законы траура. Дата была выбрана потому, что именно 27 Нисана 5703 г. (2 мая 1943 г.) стало последним днем восстания в Варшавском гетто. В этот день принято зажигать суточные свечи. Мы предлагаем вам статью известного израильского раввина Шломо Авинера.


1. Всевышний — первопричина всех событий

…Касаться этой темы можно лишь в трепете и ужасе, о котором сказано: «…и вот ужас и мрак великий нападают на него» (Берейшит 15:12). И все же мы хотим обсудить здесь этот вопрос в свете высказываний мудрецов последних поколений, которые связывают страшные события Катастрофы с возрождением нашей Земли и наступлением заключительного этапа Геулы — Освобождением еврейского народа.

Я, как скромный человек, не считаю себя вправе высказывать собственные соображения о тех, кто погиб в пламени Катастрофы, о тех, про кого сказано в Торе: «…близкими ко Мне освящусь» (Ваикра 10:З). То, что я излагаю ниже, есть изложение слов моего учителя и наставника рава Цви-Йегуды Кука.

Первый вопрос связан с людьми, потерявшими веру после Катастрофы. Они недоумевали: «Если есть Бог, то где же Он был тогда?! Как позволил Он случиться такому?! Если есть Бог, как возможны такие вещи?!»

Ответ прост: возможны и еще как возможны! Сама Тора говорит, что «возможны такие вещи», и тот, кто читает ее с открытыми глазами, не может не видеть этого. «…Обрушит Господь удары ужасные на тебя и на семя твое, удары мощные и верные и болезни злые и постоянные… Также всякую болезнь и всякий удар, о которых не написано в книге закона этого, наведет их Господь на тебя, пока ты не будешь почти истреблен» (Дварим 28:59, 61). Религия отнюдь не дает нам гарантии от Катастрофы. Напротив, Тора предупреждает, что самые кошмарные ужасы — возможны. …Итак, на вопрос вопросов: «Может ли случиться такое, как Катастрофа, если существует Бог?» — мы отвечаем с полной определённостью: может, и Всевышний — первопричина таких событий.

2. Наша обязанность — пытаться понять историю

…Разумеется, заблуждается тот, кто берется дать окончательное объяснение страшным событиям Катастрофы. И, безусловно, не заслуживает внимания тот, кто думает, что может проникнуть в суть вещей и познать намерения Всевышнего: «Ибо мысли Мои — не ваши мысли, и не ваши пути — пути Мои, — слово Господа; ибо как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои — мыслей ваших» (Ишаягу 55:8-9). Наш замысел — замысел человеческий, связан с настоящим, в то время как замысел Бога охватывает все поколения.

И вместе с тем, наша обязанность — пытаться понять историю, со смирением исследовать и с величайшей осторожностью искать в ней смысл. Естественно, что порой эта работа трудна, и, конечно, не в наших силах завершить ее, однако мы не имеем права от нее уклоняться. Иногда мы окружены светом и тьмой одновременно, они перемешаны. И все же мы — народ, умеющий читать книгу истории также и тогда, когда почерк событий неразборчив, — должны пытаться сделать это.

После всего, что сказано (и со всеми оговорками), можно с величайшей осторожностью попытаться разобраться в нашем вопросе. Нельзя нам уклониться от этого, ибо в нашем поколении видели мы самое страшное разрушение и самое удивительное за две тысячи лет возрождение. Можно ли пройти мимо соединения этих фактов? Можно ли считать, что они совпадают по времени случайно?

3. Операция «отсечения» народа от галута

Мудрецы последних поколений обращают наше особое внимание на тот факт, что еврейский народ был чрезвычайно связан с галутом (диаспорой) как физически, так и духовно. Как это жестоко ни звучит, необходима была операция «отсечения» народа от галута. Естественно, имеется в виду народ в целом, а не отдельные его представители.

Конечно, мы отнюдь не хотим сказать, что речь идет о наказании за привязанность к галуту. Было бы слишком самонадеянно рассматривать этот вопрос в плоскости «преступление — наказание». Мы лишь говорим о случившемся факте, о жестокой Божественной операции, которая вырвала нацию из нечистоты галута.

Да, народ, и даже его праведники, и даже многие из его Мудрецов были привязаны к галуту. Была ситуация, похожая на ту, что описывается в Торе: раб не хочет выходить на свободу, любит рабство и любит своего господина (Шмот 21:5-6). Первое поколение нашего народа, вышедшее из Египта, также любило галут и не могло оторваться от него. «И презрели они землю вожделенную, и не поверили слову Его» (Псалмы 106:24). И как результат этого Всевышний «поднял руку Свою о них (т.е. поклялся), что повергнет их в пустыне, и потомство их повергнет среди народов, и рассеет их по странам» (Псалмы 106:26-27).

4. Что говорили Мудрецы об обязанности покинуть галут

Вот что говорили Мудрецы, жившие до Катастрофы, об обязанности покинуть галут:

Маймонид (ХII век, Испания):

«Что касается тех, кто уговаривают самих себя, говоря, что останутся на своих местах, пока Царь-Машиах не придет в западную страну, и только тогда они выйдут и пойдут в Иерусалим,  — не знаю, как избегнут они уничтожения; грешат они и заставляют грешить других».

Рабби Яаков Эмден (ХVIII век, Германия):

«Не вздумайте прижиться за пределами Эрец-Исраэль, ибо в этом был грех наших отцов, и в этом наш грех на протяжении всего горького изгнания, и поэтому из поколения в поколение ополчались на нас… Казалось нам во времена спокойной жизни в галуте, что мы нашли «другую Землю Израиля», «другой Иерусалим», — и за это обрушивались на нас все страдания и в Испании, и в других странах. — Ах, если бы не совершали мы этот грех постоянно… Этот грех кажется мне главной причиной жестоких гонений и страшных, немыслимых истреблений, с которыми мы столкнулись в галуте».

Рабби Меир Симха из Двинска (начало ХХ века):

«И еврей будет думать, что Берлин — это Иерусалим, и тогда поднимется бурный ветер, и буря вырвет его с корнем».

Виленский Гаон (ХVIII век, Литва) говорил о том, что даже среди великих Мудрецов есть люди, которые не могут оторваться от галута. У них, естественно, есть различные соображения, которыми они пытаются оправдать свою позицию; однако в действительности мы имеем здесь дело с грехом разведчиков, которых Моисей послал исследовать Землю Израиля и которые отказались идти в нее.

И еще раз мы должны подчеркнуть, что не ведем здесь речь о грехе и наказании за него. Непозволительно и не дано нам заниматься подобными соотнесениями. Мы подчеркиваем лишь тот факт, что народ Израиля был очень привязан к «галуту», и была необходимость в жестоком «вырывании» его из галута. Кроме того, невозможно отрицать связь между этим жестоким «вырыванием» и началом нашего спасения (т.е. собиранием диаспоры), явившимися на одной странице истории.

Вот слова рабби Цви-Йегуды Кука:

Миллионы евреев вместе составляют единое тело, и когда придет время Избавления, окажется, что есть запутавшиеся в чаще галута. …Большая часть евреев пристанет к «смоле» галута и не захочет выходить. Однако, вот пришло время всему Израилю вернуться в свою землю. И поскольку он не хочет возвращаться, то есть необходимость в насильственном возвращении в Эрец-Исраэль, в «вырывании» евреев из галута вопреки их желанию, как это написано у пророка: «И взял меня за пряди волос головы моей…» (Йехезкель 8:З). Тогда явит Всевышний руку Свою, осуществлявшую жестокую операцию «вырывания» и возвращения в Эрец-Исраэль.

Страшный период Божественной операции над телом народа, уничтожившей шесть миллионов, — это способ возвращения нас на наше место, когда мы не хотим сделать это сами.

В сущности, решительное и окончательное выкорчевывание еврейского народа из среды народов мира — это путь к свету жизни и возрождению святого народа. Не мы выбрали идти по этому пути. Но как мы будем по нему идти — зависит от нас.

                                               Рав Шломо Авинер

 

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ:

ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ (05.04.13) – 19.37

                     ИСХОД СУББОТЫ (06.04.13) – 20.50

Благословение на зажигание свечей в Шабат:

«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бэ-мицвотав вэ-цивану легадлик нер шель Шабат!»


 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s