Home

בס»ד

Выпуск №117.                                                                           Адар 5773 г. (03.2013)

             Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

 Недельная глава Ваякгель-Пкудей – Шабат га-Ходеш.

ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ НАЧАЛО

«И собрал Моше все общество сыновей Израиля и сказал им: «Вот слова, которые велел Б-г исполнить: шесть дней пусть делается работа, а в день седьмой пусть будет у вас святость – суббота отдыха (посвященного) Б-гу»» (Шмот, 35:1).

В этой недельной главе Тора возвращается к описанию Мишкана — переносного Храма. А в «Пкудей», одной из следующих глав, – еще один подробный перечень всех составляющих частей сборной конструкции и предметов, расположенных во внутреннем помещении.

Мишкан был воздвигнут у горы Синай как временное сооружение. Постоянным местом служения может быть только гора Мория, где Аврагам когда-то поднял своего сына на жертвенник. Там и был воздвигнут Храм царем Шломо (832 г до н. э.) после того, как его отец Давид завершил завоевание Святой Земли. И как бы ни было велико значение «жертвоприношения» Ицхака для всего мира, с возведением Храма, проявились другие особенности этого места, связанные с началом всех времен.

Всевышний не случайно привел Аврагама на гору Мория – с этого места была взята земля, чтобы сотворить тело первого человека, и здесь же произошло соединение духовного и материального миров, когда Всевышний вдохнул душу в ноздри человека. Но и у этой истории есть своя предыстория.

Святая Святых была построена над скальным выступом, который представляет собой первую сотворенную материю. Эта каменная глыба содержит в себе весь мир, так как все было сотворено сразу, а шесть дней Всевышний только доставал одно из другого и расставлял по местам. И сегодня все творения сохраняют свою связь с этой центральной точкой мироздания, так как прошлое не исчезает, а продолжает существовать в духовном мире. Она похожа на мозг человека, о котором можно сказать, что в каком-то смысле он содержит в себе все тело; первозданный камень также можно сравнить и с сердцем, биение которого порождает жизнь. Только здесь, на горе Мория, соприкасаясь с точкой, вбирающей в себя весь мир, духовность, обладающая свойством общности и неделимости, может соединиться со множеством всех творений. Когда Храма нет — все спит: мозг не работает, сердце стучит замедленно и только поддерживает существование мира; камни и деревья становятся немыми, а человек — глухим.

Благодаря служению в Храме небеса становились прозрачными. И свет, разливавшийся за их пределами, пробивался к человеку и пробуждал встречный поток из сердца. Но, когда сыны Израиля сближаются с народами, забывшими об источнике, постоянно дающем силы существования вселенной и каждой крупице мироздания, влияние Храма становится незначительным. Тот, кто позволяет духовной нечистоте проникнуть в свой внутренний мир, становится непрозрачным для света бесконечного единства. Он теряет чувство трепета перед Б-гом, ибо перестает ощущать Его близость, и не может испытывать настоящей любви ни к Нему ни к людям, ибо только через нечто общее для всего сущего соединяются сердца.

Народы мира, давно отказавшиеся от любых попыток найти свою связь с Высшим началом и утратившие искренность отношений друг с другом, подменяют тягу к высокой духовности — как в отношениях с Б-гом, так и с людьми — стремлением к земным удовольствиям, богатству и власти. Сближение с ними приводит к тому, что в еврейскую среду проникает жажда наживы, властолюбие, обман и господство инстинктов над силами разума и души. Даже люди, отличающиеся праведным поведением и сохраняющие высокие качества души, оказываются подверженными процессам, происходящим со всеми: сердца их становятся не столь широко открыты для света, у каждого из них остается способность видеть лишь одну из сторон бытия. Сказал рабби Йоханан: «Сердца тех мудрецов, которые жили давно, похожи на врата входного зала Храма, а сердца тех мудрецов, которые жили недавно, — как вход в сам Храм, а наши сердца — как угольное ушко самой маленькой иголки… (Эйрувин, 53а).

«Когда увидел Пресвятой, что люди убегают от осознания истины», променяв ее на сомнительное удовольствие, возникающее в момент удовлетворения дурных желаний, закрыл Он небеса и сыновья Израиля остались без света духовных миров. И хотя они еще не утратили способность ощущать бесконечное единство, для того, чтобы почувствовать его, им нужно было прикладывать усилия заново: каждый раз и в каждом месте. Такое кратковременное ощущение духовности, возникавшее в сердцах, было возможно только из-за сохранившейся памяти о том времени, когда свет небес касался их. А сами сердца, загорающиеся ненадолго и быстро угасающие, были похожи на искры, разлетевшиеся из костра и упавшие догорать на земле. И об этом сказано «…бросил Он истину с небес на землю» (Берешит Раба 8).

Раньше единство всего сотворенного было очевидным, а теперь оно потерялось во множественности и разнообразии земного бытия, среди постоянных изменений, рождения новых форм и умирания старых. И об этом плакал пророк Ирмеягу: «…бросил Ты с небес на землю величие Израиля» (Эйха, 2:1). Во владении истиной – сила, красота и величие Израиля. Но они были утрачены в момент разрушения Храма, где коэны служили, а левиты пели песнь, открывая силой своей души небеса для потоков бесконечного света, к которому сами собой тянулись сердца евреев. Когда сгорел дом Б-га, мудрецы почувствовали изменения, произошедшие в мире, и сказали: «После разрушения Храма, не было дня, который не принес бы с собой проклятья» С тех пор как скрылось единство, распадение, разрыв и разлука вторгаются в каждую жизнь.

Но если сердца найдут в себе силу хотя бы изредка приоткрываться для света бесконечного единства, то окружающий мир станет похож на ночь, освещаемую рассыпанными искрами костра, и в конце концов во всем народе родится новое, более полное, чем раньше, осмысление единства, трепет перед Небесами и радость от приближения к Источнику бытия. И об этом сказал царь Давид: «Истина из земли прорастет» (Тегилим, 85:12).

Когда-нибудь истина найдет настолько сильное выражение в мире, что от нее нельзя уже будет заслониться. «И наполнится земля осознанием Б-га!» (Йешаягу, 11:9). «И будет в тот день Б-г един и имя Его – едино» (Зхарья, 14:9).

Единство Творца – истина. Ворота, ведущие к ней, — в сердце. А ключ — у сынов Израиля.

                                                                                                                                                                                                     Рав Зеев Мешков


 

 

ЗАКОНЫ ПЕСАХА.

Уважаемые читатели! Ввиду того, что законы приближающегося праздника Песах очень объемны, мы начинаем уже за месяц публиковать некоторые из них. Данная редакция законов взята из книги раввина Яакова Беленького. В этом году канун Песаха приходится на 06.04.11.


1. Запрет «хамеца» (квасное).

Запрещено есть и иметь в своем владении хамец в течение Песаха. Хамец — это любые продукты, содержащие пшеницу, ячмень, рожь, овес, полбу даже в малых количествах, за исключением мацы и изготовленных из нее продуктов, имеющих удостоверение об их кашерности в Песах. Примеры продуктов, которые содержат или могут содержать хамец: мука и мучные изделия, пиво, виски, водка, манная крупа, перловая крупа, заменители кофе. Также колбасы, сосиски, горчица, порошки для приготовления супа, приправы, сладости и консервы — если они не имеют специального удостоверения об их кашерности на Песах. Прочие продукты, которые покупаются на Песах, тоже должны иметь удостоверение компетентного раввина или раввината об их кашерности на Песах, за исключением свежих фруктов и овощей, яиц, молока, кошерного мяса и рыбы (без приправ, не фарш). В тех местах, где есть опасение, что хамец (например, коровий корм) мог попасть в молоко — молоко требует удостоверения о кашерности. Мясо в упаковке требует удостоверения о кашерности. В некоторых общинах, в частности среди ашкеназских евреев, принято не употреблять в Песах и другие зерновые и бобовые культуры («китнийот»), хотя они и не являются хамецем.

2. Продажа хамеца

Следует приложить все усилия, чтобы съесть заведомый хамец (как хлеб, печенье, макаронные изделия, манная крупа, овсянка и пр.) до наступления Песаха. Небольшой остаток хамеца подлежит сожжению. Тот, у кого все же остались большие остатки заведомого хамеца, которые он не хочет сжигать, должен продать их нееврею. Продукты, подозреваемые в том, что в них есть примесь хамеца, также принято продавать нееврею. Лучше всего, если нееврей заберет к себе все, что он покупает, в особенности заведомый хамец. Для тех, у кого есть слишком много продуктов на продажу, местный раввин обычно устраивает централизованную продажу по специальным законам, при которой хамец, несмотря на то, что переходит во владение нееврея, продолжает оставаться дома. (Как уже было написано, крайне желательно не пользоваться этой продажей для настоящего хамеца, но лишь для продуктов, подозреваемых на хамец.) Следует обратиться к раввину или в синагогу и действовать в соответствии с полученными указаниями. Весь продаваемый хамец, если он остается дома, следует собрать в определенное место (комнату, шкаф/ы, коробку/и) и закрыть их со всех сторон (чтобы случайно не воспользоваться в Песах). Раввин позаботится о том, чтобы после Песаха обратно приобрести для вас проданный хамец. Тот, кто не продал свой заведомый хамец до Песаха, даже по ошибке, не имеет права пользоваться им, и даже после Песаха он подлежит уничтожению. Если речь идет о продуктах, содержащих лишь немного хамеца — следует проконсультироваться с раввином.

4. Лекарства

Есть лекарства, содержащие хамец. В особенности представляют проблему сиропы и таблетки для сосания. Следует иметь в виду, что многие лекарства существуют в разных формах (капли, порошки, таблетки, сиропы), и часть из этих форм может содержать хамец, а часть — нет. Лекарствами в капсулах или очень горькими можно пользоваться в любом случае. Лекарства, которые хранятся в доме на всякий случай, следует продать. В случае, если в них возникнет острая необходимость в течение Песаха, ими можно будет воспользоваться. Лекарственные средства и прочие вещества, не пригодные для употребления внутрь (например, мыло, чернила, краски, моющие средства — кроме как для посуды и пр.) разрешены к употреблению в Песах, даже если они содержат хамец.

5. Пасхальная посуда

Посуда и предметы кухонной утвари, которой пользуются в течение года, впитывают вкус хамеца, поэтому в Песах нужно пользоваться только прокашерованной посудой или отдельной пасхальной посудой, а также прокашеровать кухню. Способ и сама возможность кашерования зависят от материала, из которого изготовлена посуда, и способа ее употребления в течение года. Ниже приведены основы законов кашерования кухни и посуды. Посуду, которой не собираются пользоваться в Песах, следует хорошо вымыть и спрятать в отдельное закрытое место на весь Песах.

ШАБАТ га-Ходеш (СУББОТА НОВОМЕСЯЧЬЯ НИСАН)

Шаббат га-Ходеш (`суббота месяца`), последняя из четырех суббот «арба парашиот» («четырех глав»), предшествующая первому дню месяца нисан или совпадающая с ним. В эту субботу в дополнение к обычному недельному отрывку читаются стихи из книги Исход, 12:1–20, где говорится, что месяц нисан будет «началом месяцев», и устанавливаются правила пасхального жертвоприношения и запрет употребления в пищу квасного. В некоторых общинах принято читать также особые гимны.


 ЕВРЕЙСКИЕ ИСТОРИИ.

ВРЕМЯ НАДЕЖДЫ

В нацистской Германии два раввина пытались по мере сил даровать духовное успокоение своим единоверцам. На протяжении двух лет, умирая со страху, они всё же умудрялись обманывать своих гонителей и отправляли религиозные таинства в нескольких общинах.

Но пришёл день, когда обоих всё же арестовали. Один в ужасе от того, что грозило ему, молился не переставая. Другой же, напротив, целыми днями спал.

— Почему ты спишь всё время? — спросил его первый.

— Силы берегу. Знаю, что они мне скоро понадобятся, — отвечал второй.

— Разве тебе не страшно? Или ты не знаешь, что нас ждёт?

— Было страшно, пока не схватили. А что толку теперь бояться, когда мы сидим за решёткой и всё уже случилось? Время для страха миновало, пришло время для надежды.

 

БЛАГОСЛОВЕН СУДЬЯ ПРАВЕДНЫЙ!

Наша редакция выражает соболезнования всем родным и близким в связи с кончиной

Смагиной Зинаиды Давыдовны,

душа которой оставила этот мир  12-ого Адара (22.02.13),

Да будет ее душа включена Вс-вышним в Узел Жизни!

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s